Дудинская Наталья Михайловна
Дуди́нская Ната́лья Миха́йловна [8(21).8.1912, Харьков – 29.1.2003, Санкт-Петербург], российская артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1957).
Вначале училась у своей матери – Н. А. Тальори (1877–1944), руководительницы частной балетной школы. В 1931 г. окончила Ленинградское балетное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой; педагог А. Я. Ваганова) и поступила в труппу Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ; ныне Мариинский театр). Танцевала ведущие партии классического репертуара: Одетта – Одиллия, Маша и Аврора («Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Жизель («Жизель» А. Адана), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова; Сталинская премия 2-й степени за 1948, вручена в 1949) и др.
Первая исполнительница партий в постановках балетмейстеров: В. И. Вайнонена [Мирейль де Пуатье – «Пламя Парижа» (1932) и Милица – «Милица» (1947) Б. В. Асафьева], Р. В. Захарова (Корали – «Утраченные иллюзии» Асафьева, 1936), Н. А. Анисимовой (Гаянэ – «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, 1942; исполняла эвакуированная труппа ГАТОБ на сцене Театра оперы и балета в Молотове, ныне Пермь), К. М. Сергеева (Золушка – «Золушка» С. С. Прокофьева; Сталинская премия 2-й степени за 1946, вручена в 1947), Б. А. Фенстера (Панночка – «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого, 1955).
Обладая блестящей техникой классического танца, бравурным темпераментом, исполняла виртуозные партии героического плана. Одна из лучших работ – Лауренсия («Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер B. М. Чабукиани, 1939; первая исполнительница), где танец Дудинской увлекал динамикой, стихией полёта, красочностью испанской пластики.
Для творчества зрелого периода характерна психологическая углублённость. Так, в партии Сари («Тропою грома» К. Караева, балетмейстер Сергеев, 1958; первая исполнительница) Дудинская в остром рисунке, энергичных ритмах, со сдержанной экспрессией раскрыла становление и развитие сложного характера героини.
Среди других партий: Мария, Зарема («Бахчисарайский фонтан» Асафьева), Никия («Баядерка» Минкуса), Параша («Медный всадник» Р. М. Глиэра), Девушка-птица [«Али-Батыр» («Шурале») Ф. З. Яруллина, балетмейстер Л. В. Якобсон, 2-я редакция; Сталинская премия 2-й степени за 1950, вручена в 1951], Баронесса Штраль («Маскарад» Л. А. Лапутина).
С 1951 г. педагог класса усовершенствования, в 1963–1978 гг. педагог-репетитор ГАТОБ. С 1964 г. преподавала в Ленинградском хореографическом училище (с 1980 в штате), профессор (с 1995). Среди учениц: Е. Евдокимова, У. В. Лопаткина.
Снялась в фильмах-концертах «Концерт мастеров искусств» (1952), «Мастера русского балета» (1953), в фильме-балете «Спящая красавица» (1964). Творчеству Дудинской посвящены фильмы «Класс Дудинской» (1973), «Диалог со сценой» (1988), «Рождение танца» (1991).
В 1967 г. снялась в игровом фильме «Я вас любил...» в роли педагога хореографического училища Зои Павловны.
Сталинская премия 2-й степени «за достижения последних 6–7 лет» (вручена в 1941).
Театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга (1997). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (1999). Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2002).
Награждена орденами «Знак Почёта» (1939), Трудового Красного Знамени (1940, 1972, 1983, 1988), Дружбы народов (1982), Ленина (1988), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2002).
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1998).
Муж – Константин Михайлович Сергеев.