Караев Кара Абульфаз оглы
Кара́ев Кара́ Абульфа́з оглы́ (Qara Əbülfəz oğlu Qarayev) (5.2.1918, Баку – 13.5.1982, Москва; похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку), азербайджанский композитор, педагог, общественный деятель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955), народный артист Азербайджанской ССР (1958), народный артист СССР (1959). Действительный член Академии наук Азербайджана ССР (1959), Герой Социалистического Труда (1978).
Один из признанных лидеров новой музыки Закавказья, основоположник современной композиторской школы Азербайджана, К. Караев осуществил интеграцию азербайджанской академической музыки в общеевропейское культурное пространство, во многом предопределив пути её дальнейшего развития. Значительная часть творческого наследия композитора может быть охарактеризована как этап развития советской музыки в целом.
Биографические сведения
Его отец – Абульфаз Фарадж оглы Караев (1885–1952), врач-педиатр, профессор, доктор медицинских наук (1939), заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР (1940) – был основоположником национальной педиатрии и одним из организаторов первых детских медицинских учреждений в Баку. Мать – Сона-ханум (1898–1971), дочь известного бакинского адвоката Искендер-бека Ахундова, была одной из немногих азербайджанок, получивших в начале 20 в. качественное и разностороннее образование. Первыми художественными впечатлениями композитор был обязан ей, а также пианисту В. М. Козлову, памяти которого впоследствии посвятил Сонату для скрипки и фортепиано (1960).
В 1926–1930 гг. К. Караев обучался в музыкальной школе и на рабфаке при Азербайджанской консерватории (класс фортепиано Г. Г. Шароева), с 1935 г. – в консерватории, среди его педагогов – Л. М. Рудольф (композиция) и У. Гаджибеков (основы азербайджанской народной музыки). В 1938 г. поступил в Московскую консерваторию, среди педагогов: А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Г. И. Литинский, Л. А. Мазель. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала учёбу, и К. Караев вернулся в Баку. В 1941–1942 гг. художественный руководитель Азербайджанской филармонии имени М. Магомаева. В 1944 г. награждён медалью «За оборону Кавказа».
В 1944 г. были возобновлены занятия в Московской консерватории, которую К. Караев окончил в 1946 г. по классу Д. Д. Шостаковича, оказавшего огромное влияние на формирование его композиторской индивидуальности. На долгие годы Караев сохранил дружеские отношения с учителем, однажды сказавшим: «Я не столь самонадеян, чтобы пользоваться выражением "мой ученик", говоря, к примеру, о таком большом композиторе, как Кара Караев. Но я всегда буду гордиться тем, что этот замечательный музыкант... [занимался] в Московской консерватории по классу композиции, руководить которым было доверено мне» (Бакинский рабочий. 1964. 7 мая. С. 4).
С конца 1940-х гг. начался период активной педагогической и музыкально-общественной деятельности К. Караева. С 1946 г. преподаватель, в 1949–1953 гг. директор, с 1959 г. профессор Азербайджанской консерватории. Воспитал более 40 учеников, среди которых: Ф. Ализаде, А. Бабаев, П. Бюль-Бюль оглы, Л. М. Вайнштейн, И. Гаджибеков, Р. Гаджиев, Р. Гасанова, сын композитора Ф. К. Караев, М. Кулиев, А. Меликов, Х. Мирзазаде, Ю. Тер-Осипов; Р. Аллаяров (Туркменистан), Н. Османов (Болгария), В. Я. Шаинский. В 1948–1949 гг. заведующий сектором музыки Института архитектуры и музыки имени У. Гаджибекова Академии наук Азербайджанской ССР. В период 1952–1982 гг. в разные годы председатель правления и первый секретарь правления Союза композиторов Азербайджана; в 1948–1962 гг. член правления, с 1962 г. – секретарь Союза композиторов СССР. Член Комитета по Государственным премиям СССР (1950–1954), Ленинским и Государственным премиям по литературе, искусству и архитектуре (с 1954), член Союза кинематографистов СССР (с 1957).
Творческое наследие
Творческое наследие К. Караева охватывает едва ли не все жанры академического музыкального искусства и включает сочинения для музыкального театра, симфонические, камерно-инструментальные, кантатно-ораториальные и вокальные произведения, а также музыку к драматическим спектаклям, художественным и документальным фильмам. Самобытность стиля и музыкального языка композитора во многом определяется органикой синтеза в его творчестве национальной и профессиональной европейской традиций, взаимодействующих на уровнях композиционного мышления, техники письма, принципов жанро- и формообразования. По словам музыковеда А. А. Амраховой, «тот идеал национального, который всю жизнь проповедовал К. Караев, означал устремлённость в глубь культуры, к её основаниям, к неизведанному её фундаменту, причём с очевидным ощущением, что это незнакомое – своё. Подобное стало возможным только благодаря тому, что он вывел азербайджанскую музыку на иной уровень языковой концептуализации. Если у предшественников К. Караева единение двух систем мыслилось и творилось на уровне формообразования и жанровой полисемии …, то Караев пошёл дальше: разные музыкальные системы у него образуют симбиоз целого на уровне словообразования» [Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). Баку, 2005. С. 34–35].
Специфика подхода К. Караева к отображению национального в музыке связана не с прямолинейно понимаемым «этнографизмом» и увлечением восточной «экзотикой», но с обращением к глубинным ментальным основаниям, опосредованно претворяемым в особом типе соотношения статики и динамики, импровизационности и вариантности, медитативности и импульсивности. В своём отношении к народной традиции – и в первую очередь к традициям ашыгского и мугамного искусства – композитор руководствуется принципами неофольклоризма, характеризуемого иными, по сравнению с ортодоксальным фольклорным направлением, методами работы с материалом: не цитирование и обработка тематизма, но акцент на синтезе фольклорных истоков с современными технико-стилевыми тенденциями. Структуры азербайджанских ладов становятся частью сложного хроматического контекста на базе расширенной тональности, атональности и политональности, жанровая ритмика реализуется в условиях полиритмии и полиметрии, вариантно-вариационный способ развития тематизма взаимодействует с контрапунктической техникой и методом симфонизма. Эта сущностная особенность композиторской индивидуальности К. Караева была отмечена Д. Д. Шостаковичем: «Кара Караев... один из самых любимых моих композиторов. Секрет успеха его музыки – в талантливом, ярком, только ему одному присущем соединении народных традиций, классического наследия, с самыми современными формами звучания» [Вышка. 1968. 30 апреля (№ 101). С. 3].
Основные характеристики стиля Караева – проникновенный лиризм, экспрессия музыкального высказывания, красочность, выразительность, эмоциональное богатство интонации, способствующие раскрытию психологической глубины образов, – формируются уже в начальный период творчества. Первое крупное сочинение, исполненное в Москве, в рамках 1-й Декады азербайджанского искусства, – кантата «Песня сердца» на слова Р. Рзы (1938), в которой опосредованно претворены жанровые черты ашыгской музыки, – продемонстрировало незаурядность дарования молодого композитора. В студенческие годы К. Караевым написаны две сонатины для фортепиано (1940, 1943), Пассакалия и тройная фуга для симфонического оркестра (1941) и Первый струнный квартет (1942, партитура утеряна), Первая (1943) и Вторая (1946, дипломное сочинение) симфонии для большого симфонического оркестра, «Шесть рубаи» на стихи Омара Хайяма для голоса и фортепиано (1946), а также оперы «Айна» (1941, не была поставлена) и «Вэтэн» (1945, Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова, обе – совместно с Дж. Гаджиевым), завершившие первый период творчества, ознаменованный формированием стилевой концепции и комплекса языковых средств.
На протяжении всего пути одной из констант творческого притяжения К. Караева является мировая литературная классика. На тексты А. С. Пушкина и под впечатлением от его поэзии написаны фортепианная пьеса «Царскосельская статуя» (1937) и два романса для голоса и фортепиано «На холмах Грузии» и «Я вас любил» (1949). Романом М. де Сервантеса вдохновлён цикл симфонических гравюр «Дон Кихот» (1960; на основе музыки композитора к одноимённому кинофильму), произведениями Э. Ростана – мюзикл «Неистовый гасконец» (1978, Московский театр оперетты). Весомыми опытами обращения к современной литературе стали Три ноктюрна для голоса и фортепиано на слова Л. Хьюза (1958) и балет «Тропою грома» по одноимённому роману П. Г. Абрахамса (1958, балетмейстер К. М. Сергеев, художник В. И. Доррер, дирижёр Э. П. Грикуров), поставленный на сценах многих советских и зарубежных театров: в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Москве, Воронеже, Тбилиси, Минске, Казани, Улан-Удэ, Ташкенте, Душанбе, Кишинёве, Одессе и Львове, Варне (Болгария), Брно (Чехословакия, ныне Чехия), Братиславе и других городах.
Вершинные достижения творчества К. Караева связаны с обращением к наследию Низами Гянджеви: это «Три теснифа» для голоса и симфонического оркестра (1939), хор a cappella «Осень» (1947), симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947) и одно из самых значимых произведений композитора – балет «Семь красавиц» (1952), написанный по мотивам цикла поэм «Хамсе» («Пятерица»). Первая постановка балета в Азербайджанском театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова была осуществлена постановочной группой в составе: балетмейстер П. А. Гусев, балетмейстер-консультант Г. Г. Алмасзаде, дирижёр К. Дж.-Б. Абдуллаев, художники Э. Г. Алмасзаде и Ф. Т. Гусак, – и стала большим событием в культурной жизни Азербайджана. Балет быстро занял прочное место в репертуаре труппы и был поставлен на многих сценических площадках СССР, начиная с Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (1953, постановщик П. А. Гусев, дирижёр Э. П. Грикуров, художник С. Б. Вирсаладзе), а также в Чехословакии, Болгарии и других странах. В 1959 г. в новой редакции балет был представлен на 2-й Декаде азербайджанской литературы и искусства в Москве, а в 1969 г. труппа Азербайджанского театра оперы и балета показала его на сцене Оперы Монте-Карло. В 1978 г. балет обрёл новую сценическую версию, предложенную хореографами Р. Ахундовой и М. Мамедовым; именно она была экранизирована в 1982 г. на студии «Азербайджанфильм». На основе этой же редакции в 2002 г. интернациональной труппой, включавшей танцовщиков из 18 стран, была осуществлена постановка балета в Стокгольме и Гётеборге (Швеция), а в 2015 г. – в Москве, на сцене театра «Русский балет» под руководством В. М. Гордеева. В 2011 г. на сцене московского Большого театра состоялся показ балета «Семь красавиц» в новой постановке (балетмейстер В. М. Медведев, дирижёр Э. З. Багиров, художники Д. А. Чорбаджи и Т. Р. Таиров). Существует большое количество переложений отдельных музыкальных номеров балета для разных инструментов и инструментальных ансамблей.
В зрелый период творчества Караев создал ряд камерных сочинений, стилистика которых, помимо влияния классических русской и европейской профессиональных традиций, запечатлела воздействие эстетики импрессионизма, неоклассицизма и джаза. Это «24 прелюдии» (1951–1963) – 4 тетради разнохарактерных и разножанровых пьес для фортепиано, «Албанская рапсодия» для симфонического оркестра (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1960) и «Классическая сюита» для камерного оркестра (1966).
С середины 1950-х гг. К. Караев в качестве участника международных форумов и фестивалей, а также в составе рабочих и творческих групп, совершил несколько зарубежных поездок. В 1956 г. вместе с постановочной группой «Мосфильма» находился в Болгарии в связи с работой над музыкой к кинофильму «Урок истории». В 1959 г. присутствовал на премьере балета «Семь красавиц» в Чехословакии, а в 1961 г. принял участие в 1-м Международном фестивале современной музыки в Лос-Анджелесе (США), где исполнялась Вторая сюита из балета «Тропою грома». В 1962 г. вместе с Р. К. Щедриным Караев вновь посетил США, а затем Египет, Ливан и Эфиопию. В 1963 г. в Каире прошли гастроли Ленинградского Малого театра оперы и балета, включавшие показ балета «Семь красавиц». В 1966 г. в составе делегации мастеров советской культуры и искусства побывал в Испании, в 1967 г. – в Канаде, а в 1969 г. – в Японии. В 1969 г. Караев в составе делегации деятелей культуры Азербайджана присутствовал на 7-м Международном фестивале современного танца в Париже. В 1971 г. в составе постановочной группы «Ленфильма» он совершил поездку в ГДР для работы над музыкой к кинофильму «Гойя, или Тяжкий путь познания» (режиссёр Конрад Вольф). В 1972 г. композитор принял участие в международном фестивале современной музыки «Варшавская осень». В 1974 г. стал участником Международного конгресса по вопросам модальной музыки в Стамбуле, а в 1976 г. – Международного форума «Воспитание молодых композиторов» в Пезаро (Италия).
В 1962 и 1974 гг. К. Караев был членом жюри конкурса скрипачей 2-го и 5-го Международных конкурсов имени П. И. Чайковского, в 1966 г. – членом жюри 2-го Общесоюзного конкурса дирижёров (Москва), в 1972 г. – 2-го Международного конкурса балета (Москва).
Мастерски владея законами музыкальной композиции и уже получив международную известность, К. Караев, как всякий большой художник, не переставал развиваться. Постоянно эволюционируя и поражая неожиданными поворотами творческой мысли, он стремился к преодолению инерции мышления. Осознавая оторванность советской музыки от европейских процессов, композитор старался наверстать упущенное, освоить радикально иные области выразительности, новые формы звуковой организации, новые музыкальный язык и синтаксис. Две поездки в США, совершённые в начале 1960-х гг., упрочили его желание выйти за рамки сложившегося канона. На некоторое время прекратив сочинять, К. Караев изучал и переводил на русский язык с польского и немецкого ряд зарубежных трудов по двенадцатитоновой технике («Классики додекафонии» Б. Шеффера, «Исследование о двенадцатитоновом контрапункте» Э. Кшенека, «Основы серийной техники в музыке» Г. Аймерта). Итогом явилось создание двух додекафонных партитур, принадлежащих к творческим вершинам композитора, – Третьей симфонии (1964), премьеру которой представил Московский камерный оркестр под управлением Р. Б. Баршая, и Концерта для скрипки и симфонического оркестра (1967), исполненного Л. Б. Коганом и Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Е. Ф. Светланова. Качественно новый этап в творчестве К. Караева обозначил и веху в развитии советской музыки, узаконив использование додекафонии в качестве базовой техники при создании крупных форм академического искусства. Обладая неоспоримым авторитетом, имея статус классика советской музыки, композитор не побоялся резкой смены творческой парадигмы, что не было понято официальным истеблишментом, однако оказало негласную поддержку молодому отечественному авангарду. По словам А. Г. Шнитке, «Караев не подчинялся обстоятельствам и остался самостоятельно развивающимся композитором огромного формата, не подвластным ни правому, ни левому нажиму. Это один из немногих случаев, когда награды и титулы были справедливы, ибо значение Караева неизмеримо больше, чем все его звания» (из письма Ф. К. Караеву от 18 февраля 1988).
Последнее сочинение композитора, представляющее собой образец блестящего владения искусством полифонии, – «Двенадцать фуг на одну тему» для фортепиано (1981) – также решено в технике додекафонии.
Значительную часть наследия К. Караева составляет музыка к театральным постановкам, запечатлевшая факт многолетнего сотрудничества композитора с крупнейшими режиссёрами – Г. А. Товстоноговым, Ю. А. Завадским, Т. С. Кязымовым, В. Г. Комиссаржевским, Е. Р. Симоновым и ведущими отечественными театрами – Азербайджанским драматическим театром имени М. Азизбекова, Ленинградским академическим театром драмы имени А. С. Пушкина, Ленинградским драматическим театром имени М. Горького, Московским драматическим театром имени М. Н. Ермоловой, Московским театром имени Моссовета, Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова и др.
Начиная с 1950-х гг. особой жанровой сферой творчества для К. Караева стала музыка к документальным и художественным фильмам, его деятельность в этой области во многом заложила основы традиции киномузыки в Азербайджане. В списке наиболее значимых режиссёрских имён фигурируют: Р. Л. Кармен, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, Р. Тахмасиб, И. Я. Гурин, Л. О. Арнштам, К. Вольф. Особняком стоит работа над музыкой к кинодраме «Дон Кихот», снятой на киностудии «Ленфильм» в 1957 г. режиссёром Г. М. Козинцевым, который высоко оценил вклад композитора в успех фильма: «…Ваша музыка. Я и прежде любил ее, а теперь – прошло уже много лет – она показалась мне ещё лучшей. Есть под всем такая скорбь и ощущение глубокой печали этого зова, по которому человек отправляется не то дурака валять, не то на Голгофу. Поразительной силы и точности ощущение самой сути романа в Вашей музыке. Ничего лучшего и не придумать. Наверное, у Вас это совпало с чем-то своим; иначе так не сочиняется» (из письма К. Караеву от 28 октября 1972. Караев. 1978. С. 71).
Основная часть нотных автографов К. Караева хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства.
Ленинская премия (1967, за балет «Тропою грома»), две Сталинские премии 2-й степени [1946, за 1945 – за оперу «Вэтэн» («Родина»); 1948, за 1947 – за симфоническую поэму «Лейли и Меджнун»], Государственная премия Азербайджанской ССР имени Мирзы Фатали Ахундова (1965, за музыку к спектаклю «Антоний и Клеопатра»). Награждён орденами Ленина (1967, 1978), Трудового Красного Знамени (1961), Октябрьской Революции (1971).
Посмертная слава
Композитор запечатлён на портретах художников Т. А. Тагиева (1948), Т. Т. Салахова (1960, Третьяковская галерея), Р. А. Гасымова (2014), в скульптурном портрете Дж. М. Гаръягды (1965). Его имя присвоено: в Баку – станции метро, проспекту, Детской музыкальной школе искусств, балкеру Азербайджанского каспийского морского пароходства; в Имишли – улице; в Москве – Детской музыкальной школе № 75. На стенах домов, где жил К. Караев, установлены мемориальные доски (Баку, проспект Бюль-Бюля, 21, автор Т. А. Ханларов; Москва, Трёхпрудный переулок, 11/13, скульптор Г. Г. Хагверди, архитектор П. С. Козлов). В Баку установлен памятник К. Караеву (2014, скульптор Ф. И. Наджафов, архитектор Р. М. Сейфуллаев). В Азербайджане выпущены почтовые марки с портретом композитора (1998) и изображением балкера «Композитор Кара Караев» (2008).
На музыку К. Караева и о нём сняты документальные фильмы: «…Это вступает правда. Композитор Кара Караев» (1968, сценаристы Р. М. Ибрагимбеков, О. М. Миркасымов, режиссёр О. М. Миркасымов, «Азербайджанфильм»), «Скрипичный концерт» (1968, режиссёр А. Л. Газиев, АзГТРК), «Мастерская. Композитор Кара Караев» (1977, режиссёр А. К. Симонов, Творческое объединение «Экран»), фильм-балет «Семь красавиц» (1982, сценаристы М. М. и Р. М. Ибрагимбековы, режиссёр Ф. С. Слидовкер, «Азербайджанфильм»), «СССР. Империя наоборот. Азербайджан» (2017, проект History Lab «Студии Град»), «Кара Караев. Дорога» (2018, сценарист Н. А. Нестерова, режиссёр А. М. Судиловский, телекомпания «ДИВИ»).
В 1986–2015 гг. в Баку состоялось 6 форумов проекта «Международный фестиваль современной музыки имени Кара Караева» (одним из инициаторов форумов в 1986–1990 и художественным руководителем в 2011–2015 являлся Ф. К. Караев). В программах фестиваля, помимо постоянного коллектива – Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибекова под управлением Р. Дж.-Б. Абдуллаева, – приняли участие: Ensemble Reconsil Wien (Австрия), Ascolta и Freiburg Schlagzeug Ensemble (Германия), Accroche Note (Франция), Asko|Schönberg (Голландия), Ensemble Écoute (Швейцария), AVA Dance Company (Германия – Испания), «Студия новой музыки» и Questa Musica (Россия); дирижёры А. Ангстер, Б. Вульфф, И. А. Дронов, Р. де Леу, В. Рунчак, Р. Фрайзитцер, Ф. И. Чижевский, Т. Энгель; солисты П. Копачинская, С. А. Малышев (скрипка), А. В. Ивашкин, Х. Вауденберг (виолончель), Г. Аннагиева, А. Б. Любимов, И. Г. Соколов, Н. Жвания, М. Вормс, К. Нишии (фортепиано), Д. Энхъяргал (обертоновое пение), К. Яггин (гитара) и другие исполнители.
В 1983 и 1998 гг. в Баку проведены 1-й и 2-й Общегородские конкурсы детских музыкальных школ имени К. Караева. В 2021 г. коллектив московской Детской музыкальной школы имени Кара Караева выступил инициатором и организатором проведения Открытого международного интернет-конкурса имени Кара Караева, 1-й форум которого состоялся в том же году.