Алексидзе Георгий Дмитриевич
Алекси́дзе Гео́ргий Дми́триевич (გიორგი დიმიტრის ძე ალექსიძე) (7.1.1941, Тбилиси – 20.6.2008, там же), грузинский и российский артист балета, хореограф, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1978), народный артист Грузинской ССР (1989).
В 1960 г. окончил Московское хореографическое училище (МХУ; педагог А. М. Мессерер), в 1967 г. – балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (курс Ф. В. Лопухова). В 1961–1962 гг. солист, в 1972–1979 и 1985–2004 гг. главный балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета.
В 1967–1973 и 1983–1985 гг. педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (в 1967–1968 организатор и балетмейстер Вечеров камерной музыки и балета).
1978–1980 гг. художественный руководитель, в 1985–1990 гг. художественный руководитель и балетмейстер Тбилисского хореографического училища.
В 1980–1983 гг. главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. В 1983–1985 гг. главный балетмейстер Оперной студии Ленинградской консерватории. В 1992 г. руководитель созданного им балета Капеллы Санкт-Петербурга.
В 2000–2008 гг. заведовал кафедрой балетмейстерского образования Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, профессор с 2003 г.
Один из крупнейших мастеров неоклассики в балетном театре. Работал как в жанре хореографической миниатюры и одноактного балета, так и над многоактными спектаклями, над сюжетными и бессюжетными постановками: «Маленькая ночная серенада» на музыку В. А. Моцарта (1964, Оперная студия Ленинградской консерватории; 1986, Тбилисский театр оперы и балета), «Орестея» Ю. А. Фалика (1968), «Скифская сюита» на музыку С. С. Прокофьева (1969; обе – в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1971, Ленинградское хореографическое училище), «Коппелия» Л. Делиба (1975), «Медея» Р. Габичвадзе (1978, экранизирована в 1979), «Принц Пагод» Б. Бриттена (1999; все – в Тбилисском театре оперы и балета), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1977, Тбилисский театр оперы и балета; 1995, Новосибирский театр оперы и балета), «Пульчинелла» Стравинского (1978, театр «Хореографические миниатюры»), «Золушка» Прокофьева (1980), «Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского, «Испытание Дамиса, или Барышня-служанка» А. К. Глазунова, «Блудный сын» С. С. Прокофьева (все – 1981), «Сильвия» Делиба (1983; все – в Пермском театре оперы и балета), «Дон Жуан» К. В. Глюка (1985, Оперная студия Ленинградской консерватории), «Хореографические фантазии» на музыку Й. Гайдна (2000, Пермское хореографическое училище), «Лейли и Меджнун» на музыку К. Караева (2001, Азербайджанский театр оперы и балета), «Сильвия» Делиба (2003, новая постановка в 1 акте, Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), «Сапфиры» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Евгенидзе (совместно с Е. В. Дружининым и А. М. Лиепой, 2004, на сцене московского театра «Новая опера»; новая версия под названием «Игра драгоценностей», 2006, на сцене Московского театра оперетты), «Хореографические миниатюры Георгия Алексидзе» (2006, Театр балета имени Л. В. Якобсона, Санкт-Петербург). Последний замысел – «Библейский цикл» – остался неосуществлённым.
Ставил хореографию в драматических и оперных спектаклях, в кино.
Преподавал на балетмейстерском факультете ГИТИСа.
Звание «Выдающийся деятель пермского балета 20 столетия» в номинации «Хореограф» (2000).