musicAeterna
musicAeterna (от лат. musica aeterna – вечная музыка, музыка вечна), российский оркестр и хор. Один из ведущих российских музыкальных коллективов.
Основные сведения
В 2004 г. Т. Курентзис создал на базе Новосибирского театра оперы и балета камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и камерный хор The New Siberian Singers (главный хормейстер до 2011 – В. В. Подъельский). С 2011 г. коллектив работал при Пермском театре оперы и балета, тогда же получил современное название. С 2019 г. ансамбль базируется в Санкт-Петербурге как независимый коллектив; творческая резиденция – Дом радио. Главный хормейстер (с 2011) – В. А. Полонский.
Помимо основного состава коллектива действуют: хор musicAeterna byzantina (2018, специализируется на исполнении духовной музыки византийской традиции), вокальный ансамбль musicAeterna Vox (2012, в 2019–2023 musicAeterna4; в репертуаре – старинная и современная музыка, аранжировки народных песен, джазовые стандарты и др.), танцевальная труппа MA Dance (2022). Организованы проекты: musicAeterna folk (2023, нацелен на исследование русского фольклора, исполнение народных песен; музыкальный руководитель – Е. Аньшина), musicAeterna Αθεατρον («Афеатрон»; постановки современных музыкально-драматических спектаклей, мастер-классы, лекции), Лаборатория современного зрителя (лекции, мастер-классы, открытые репетиции). В рамках просветительской деятельности выходят подкасты «Поговорим о музыке», «Что я слышу». В рамках междисциплинарного проекта «Музыкальное измерение» организуются выставки.
Коллектив при Новосибирском театре оперы и балета (2004–2011)
Первый концерт коллектива состоялся в январе 2005 г. в Новосибирске. В апреле того же года ансамбль впервые выступил в Москве (в программе – произведения Ф. Куперена, Дж. Шельси, концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, в партии Дидоны – Э. Кёркби), в ноябре состоялись гастроли в Лондоне («Дидона и Эней» Пёрселла, Симфония № 14 Д. Д. Шостаковича). С участием коллектива под управлением Т. Курентзиса исполнены оперы «Богема» Дж. Пуччини (концертное исполнение, 2005; сценическая премьера, 2006), «Свадьба Фигаро» (концертное исполнение и сценическая премьера, 2006; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2008) и «Так поступают все» В. А. Моцарта (концертное исполнение, 2006), «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й. Гайдна (концертное исполнение, впервые в России, 2009), балет «Русские сезоны» Л. А. Десятникова (сценическая премьера, 2005, хореограф-постановщик А. М. Сигалова). В 2007 г. хор участвовал в Московском пасхальном фестивале. Оркестр и хор под руководством Курентзиса выступали в концертах ко дню рождения С. Т. Рихтера, где исполнили Реквием Дж. Верди (2007, с оркестром Musica Viva и Камерным хором Московской консерватории), Симфонию № 5 и Концерт для скрипки с оркестром Л. ван Бетховена (2008, солистка – И. Фауст). В 2007–2020 гг. коллектив участвовал в фестивале «Территория». В 2010 г. в Новосибирском театре оперы и балета прошёл фестиваль musicAeterna, посвящённый 5-летию коллектива.
musicAeterna с 2011 г.
В 2011 г. состав оркестра и хора существенно расширен, ансамбль получил название musicAeterna. Коллектив принял участие в новых постановках на сцене Пермского театра оперы и балета опер Моцарта «Так поступают все» (режиссёр М. Ремус, 2011), «Свадьба Фигаро» (режиссёр Ф. Химмельман, Германия, 2012), «Дон Жуан» (режиссёр В. Карраско, 2014), балета «Свадебка» И. Ф. Стравинского (2014; все – дирижёр Т. Курентзис), опер «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (дирижёр А. И. Абашев, режиссёр К. Евангелату, 2015), концертном исполнении оперы «Идоменей» Моцарта (дирижёр Курентзис, 2019). Совместно с Королевской оперой Версаля поставлена музыкальная трагедия «Фаэтон» Ж.-Б. Люлли (дирижёр В. Дюместр, режиссёр Б. Лазар; Версаль, 2018). Постановка семи-оперы «Королева индейцев» Г. Пёрселла с участием ансамбля удостоена премии «Золотая маска» в шести номинациях (2015; дирижёр Курентзис, режиссёр П. Селларс, совместно с «Театро Реаль» и Английской национальной оперой, 2013).
С 2012 г. musicAeterna постоянно выступает на Дягилевском фестивале. В рамках фестиваля ансамбль под управлением Курентзиса принимал участие в исполнении опер «Медея-материал» П. Дюсапена (2012, режиссёр Ф. Григорьян), «Носферату» Д. А. Курляндского (мировая премьера, 2014, режиссёр Т. Терзопулос; запись выпущена на CD, 2016), «Оранго» Д. Д. Шостаковича (неоконченная опера, режиссёр А. Г. Мирошниченко, 2015), «Травиата» Дж. Верди (режиссёр Р. Уилсон), «Tristia» Ф. Эрсана («Скорбные элегии», мировая премьера; обе – 2016; показана в городах Германии и в Афинах, 2019), «Cantos» А. С. Сюмака (режиссёр С. А. Александровский, мировая премьера), «Свадьба» А. Соколович (режиссёр А. А. Адасинский, российская премьера; обе – 2017), «Идоменей» В. А. Моцарта (2019, концертное исполнение), балетов «Геревень» В. А. Николаева (2012, хореограф Р. Поклитару, дирижёр П. Н. Белякин), «Петрушка» (хореограф Н. Фонте, 2012; хореограф В. В. Варнава, 2017), «Свадебка» (2012, хореограф И. Килиан), «Поцелуй феи» (хореограф В. В. Самодуров) и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (хореограф Мирошниченко; оба – 2017), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (2013), «Условно убитый» Шостаковича (2014; составлен из номеров музыкально-циркового ревю), драматической оратории «Жанна на костре» А. Онеггера (2018, режиссёр Р. Кастеллуччи), оркестровых, хоровых и камерных сочинений современных композиторов – В. А. Николаева («Сквозь разбитые стёкла», мировая премьера, 2013), Х. Цендера («Зимний путь Шуберта – сочинённая интерпретация», 2014), А. Г. Ретинского («Krauseminze», 2020; оба – впервые в России) и др.
Ансамбль musicAeterna входил в состав штатного хора и оркестра Пермской оперы в постановках опер «Князь Игорь» А. П. Бородина (дирижёр В. И. Платонов, режиссёр C. Т'Хуфт), «Аида» Верди (концертное исполнение; обе – 2015), «Богема» Дж. Пуччини (режиссёр Ф. Химмельман, 2017), драматической оратории «Жанна на костре» А. Онеггера (режиссёр Р. Кастеллуччи; совместно с Лионской национальной оперой, 2018; все – дирижёр Т. Курентзис).
В рамках Зальцбургского фестиваля ансамбль musicAeterna участвовал в исполнении оперы «Милосердие Тита» (режиссёр П. Селларс) и Реквиема В. А. Моцарта (оба – 2017), Концерта для смешанного хора А. Г. Шнитке, Симфонии № 9 Л. ван Бетховена (2018), оперы «Идоменей» Моцарта (2019, режиссёр Селларс; все – дирижёр Курентзис).
В 2015 г. хор musicAeterna выступил на Экс-ан-Прованском фестивале в операх «Альцина» Г. Ф. Генделя (режиссёр К. Митчелл, с участием П. Пётибон и Ф. Жарусски), «Похищение из сераля» Моцарта (режиссёр М. Кушей), балете «Свадебка» И. Ф. Стравинского (исполнение без хореографии), в 2016 г. – на фестивале «Рурская триеннале» в Бохуме (Германия) в опере «Альцеста» К. В. Глюка (дирижёр Р. Якобс, режиссёр Й. Симонс).
Репертуар. Особенности концертной практики
Коллектив работает в русле аутентичного исполнительства, использует жильные струны (в том числе в произведениях П. И. Чайковского), натуральные медные духовые инструменты и др. Основу репертуара составляют произведения эпохи барокко, классицизма и современная музыка, при этом в программы концертов включены сочинения композиторов-романтиков (нередко трактуются в «антиромантическом» ключе: ограниченное вибрато у струнных, приглушённое, «поверхностное» звучание в пиано, «барочная» артикуляция).
Музыканты оркестра играют стоя (за исключением исполнителей, стоять которым не позволяет специфика инструментов). Некоторые концерты коллектива сопровождаются требованием к зрителям сдавать мобильные телефоны на время выступления. Нередко концерты musicAeterna несут в себе элемент театрального действа (освещение, дресс-код исполнителей; слушателей просят сохранять тишину и не аплодировать во время и после выступления).
Записи
С участием оркестра и хора musicAeterna под управлением Т. Курентзиса записаны оперы Г. Пёрселла («Дидона и Эней», 2008, Alpha; «Королева индейцев», 2015), В. А. Моцарта («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»; обе – 2014; «Дон Жуан», 2016; все – Sony Classical), Д. А. Курляндского («Носферату», 2016, Fancymusic), фрагменты из опер и балетов Ж.-Ф. Рамо (2014), оперы «Травиата» Дж. Верди (2021), балеты И. Ф. Стравинского («Весна священная», 2015; «Свадебка», 2016), симфонии Л. ван Бетховена (№ 5, 2020; № 7, 2021), Г. Малера (№ 6, 2018; все – Sony Classical), Д. Д. Шостаковича (№ 14, 2010), Реквием Моцарта (2011; обе – Alpha), сочинения П. И. Чайковского (Концерт для скрипки с оркестром, солистка – П. Копачинская, 2016; Симфония № 6, 2017; обе – Sony Classical).
Награды
Премия ECHO Klassik (2015, 2016, 2017). Премия Edison Klassiek (2017, 2018, 2019). Международная премия Opera Awards (2018).