Франция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Фра́нции, художественная культура Франции с древнейших времён до современного периода.
Искусство до 10 в. н. э.
На территории Франции (главным образом на юго-западе) располагался один из главных центров палеолитического первобытного искусства (Шове, Ла-Мут, Ласко, Комбарель, Фон-де-Гом, пещера Трёх Братьев, Ньо и др.). К выдающимся произведениям искусства неолита – энеолита относятся мегалиты, в том числе их комплексы (Карнак и др.). В бронзовом веке оружие сложных форм, украшения из бронзы, золота связаны с традициями Европейской металлургической провинции, получившими развитие в искусстве эпохи Гальштат (Викс и др.). На этой основе под греко-римским и другими влияниями сложилось искусство кельтов (галлов), создавших ряд высоких стилей в ювелирном искусстве (Латен), в том числе с использованием эмалей; одной из вершин военной архитектуры древности стали т. н. галльские стены ряда оппидов (murus gallicus; завоеватель Юлий Цезарь отметил их красоту: Записки о галльской войне. Книга 7. Глава 23).
Развитие античного искусства непосредственно на землях Франции связано с возникновением на средиземноморском побережье древнегреческих колоний [Массалия (не позднее 6 в. до н. э.; ныне Марсель) и др.], установлением римского господства на юге (к 120-м гг.) и в ходе войн Юлия Цезаря (58–51 до н. э.) на всей территории Франции. В образованных римских провинциях сложилось галло-римское искусство: сооружались каменные храмы (Ним), театры (Оранж), триумфальные арки (Оранж, Карпантра), трофеи (Ла-Тюрби), гробницы (Сен-Реми), акведуки (Пон-дю-Гар близ Нима), амфитеатры (Арль, Ним), виллы; изготовлялись скульптуры, саркофаги, рельефы, мозаики, произведения ювелирного, косторезного искусства, стеклоделия и другие; в изобразительном искусстве, орнаментах и т. д. элементы общеримских стилей (особенно в Северной Галлии и сельских местностях) сочетались с местными чертами, восходящими к кельтской традиции.
На основе позднеантичных традиций (связанных с христианизацией, сохранением части ремесленников, внешнеполитическими контактами и др.) и культур вторгавшихся или переселяемых группировок саксов, алеманнов, вестготов, бургундов и других, среди которых особенно значимы франки, к середине 6 в. н. э. захватившие почти всю территорию Франции, сформировалось средневековое искусство (книжная миниатюра, произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе в стиле клуазоне, и др.). В период «Каролингского возрождения» возведены многие комплексы резиденций и монастырей (не сохранились), выполнены замечательные образцы резьбы по кости и книжной миниатюры.
Романский стиль
Традиции каролингского искусства, монастырские реформы и возникновение практики паломничества и почитания реликвий стали базой для сложения романского стиля (2-я половина 10 – 12 вв.). В этот период сформировался средневековый французский город с нерегулярной застройкой и узкими улицами, а также тип 2–3-этажного дома с открытыми аркадами для лавок и мастерских на 1-м этаже и жилыми помещениями на 2-м (дома в Клюни, около 12 в.). Жилищем феодала стал замок (Шато-Гайар и др.). Ведущую роль в романской архитектуре играло строительство городских соборов и монастырских церквей; преобладающим типом были базилики в форме латинского креста с высокими, перекрытыми полуциркульными и крестовыми сводами центральными нефами, с развитым хором с венцом капелл, двумя башнями, фланкирующими западный фасад, и мощной световой башней над средокрестием (Клюни). В паломнических базиликах над боковыми нефами размещались галереи-эмпоры (церковь Сен-Сернен в Тулузе, в основном до 1096). Тип сводчатой многоалтарной базилики лёг в основу многих местных архитектурных композиций: обширных, увенчанных рядами куполов на парусах или тромпах церквей в Аквитании (церковь Сен-Пьер в Ангулеме, 1105 – 1123 или 1128), суровых однонефных церквей-крепостей в Лангедоке (собор в г. Агд, перестроен с 1173), 1–3-нефных церквей с богато украшенными скульптурой порталами в Провансе (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.), компактных с богатой полихромной кладкой и световой надстройкой над трансептом храмов Оверни (церковь монастыря Сен-Нектер, начата в 1080, перестроена в 1146–1178), строгих, геометричных, но украшенных аркатурой, декоративной резьбой и скульптурой церквей Пуату (церковь Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, 11 в., фасад – 1120-е – 1130-е гг.), скупо декорированных, но перекрытых крестовыми нервюрными сводами храмов Нормандии (церковь Сент-Этьен в Кане, около 1066–1081, своды – 1130-е гг.), лишённых декора, имеющих упрощённые планы, но полностью сводчатых ансамблей цистерцианских монастырей (Фонтене).
Романская культовая архитектура была неотделима от монументальной скульптуры, украшавшей капители, тимпаны порталов, иногда покрывавшей всю плоскость фасада (в церкви Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). Главными темами тимпанных композиций стали Страшный Суд и апокалиптические видения. Склонность к динамичным композициям и плоскостность резьбы предопределили особенности пластического декора церквей Лангедока (деамбулаторий церкви Сен-Сернен в Тулузе, 1090-е гг.; южный портал церкви Сен-Пьер в Муассаке, около 1120), Бургундии (тимпаны соборов в Везле, Отёне). Бо́льшая близость к античной традиции сохранилась в Провансе (портал церкви Сен-Трофим в Арле, около 1180–1200).
Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматическая экспрессивность образов были свойственны романской монументальной живописи (роспись капеллы в Берзе-ла-Виль, до 1122, и свода нефа в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, рубеж 11–12 вв.) и книжной миниатюре (Лиможский сакраментарий, 12 в., Национальная библиотека Франции, Париж; Библия из Сувиньи, последняя четверть 12 в., Медиатека имени С. Пати, Мулен). Высокой степенью стилизации изображения наряду со сложностью иконографических программ отличались ювелирные изделия, лиможские эмали, ткани и вышивки этого периода («Ковёр из Байё», завершён около 1080, Центр Вильгельма Завоевателя, Байё).
Готика
В середине 12 в. в городах Центральной Франции зародилась готика. В этот период разрастались, перестраивались и укреплялись старые города, возникали новые, возведённые обычно по регулярному плану, с прямоугольной сеткой улиц, предельно плотной застройкой, соборной и замкнутой рыночной площадями. Главным сооружением города стал собор. Типичные французские готические соборы – 3–5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, перекрытым нервюрными крестовыми сводами на стрельчатых арках, 2-башенным западным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества [церковь аббатства Сен-Дени (1137–1144), соборы в Сансе (12 в.), Лане (после 1155 – 1225), собор Парижской Богоматери] сохранили массивность стен, сводчатые галереи-эмпоры над боковыми нефами, связанную систему перекрытий с мощными нервюрами, горизонтальность композиционных линий фасадов, тяжёлые 2-пролётные аркбутаны. В переходном памятнике – соборе в Шартре (строительство начато в 1194, хор – до 1221, освящён в 1260) – исчезли эмпоры, их сменил лёгкий декоративный трифорий, нарастал подчёркнутый вертикализм; обилие скульптуры и декоративных деталей свойственно грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе (1211 – начало 14 в.), Амьене (1220–1288), часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 – 14 вв. готический стиль пережил кризис: архитектурные членения утратили тектонический смысл, скрывшись за обильным декором; преобладали искривлённые синусоидальные линии пламенеющей готики (церковь Сен-Маклу в Руане, перестройка начата в 1430-х гг.). Замки превратились в дворцы с богато украшенными интерьерами (папский дворец в Авиньоне, 1335 – 1350-е гг.; Пьерфон близ Компьеня, 1390–1420). В 15 в. возник тип богатого городского дома (отеля) с высокой кровлей, большими окнами, лестницей в особой клетке и элементами ренессансного декора (дом Ж. Кёра в Бурже, 1443–1450).
В готической скульптуре Франции возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам как отражению замысла Творца: рельефы и статуи западного (Королевского; 1145–1155) и северного (до 1205–1210) порталов собора в Шартре, образ благословляющего Христа на западном портале собора в Амьене («Благой Господь», около 1225), группа «Встреча Марии и Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе (середина 13 в.). С конца 13 в. в скульптуре появились манерность и рафинированность, созвучные рыцарской культуре того времени («Золотая Богоматерь» с трюмо южного портала в Амьене, около 1300; статуи западного фасада собора в Страсбуре). В 14 в. скульптурные ансамбли порталов создавались реже, но в интерьерах появились створчатые скульптурно-живописные алтарные образы.
В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, первоначально интенсивный и звучный по колориту (витражи собора в Шартре, витражи часовни Сент-Шапель в Париже); со 2-й половины 13 в. преобладала более светлая красочная гамма. Вытесненная витражом фресковая живопись появлялась на стенах дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 – начало 15 вв.). В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей (псалтири и часословы для домашнего употребления, рыцарские романы, «книги библейских иллюстраций» и др.), обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились алтарные образы на дереве и первые портреты. Переход к изображениям реальной среды вместо абстрактных фонов произошёл в творчестве братьев Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались изделия готического декоративно-прикладного искусства: мелкая пластика, эмали, шпалеры, резная мебель. Стилизация и эмоциональная экзальтация образов тесно переплетались в позднесредневековом французском искусстве с пристрастием к реалистическим деталям (интернациональная готика).
Возрождение
Во французском изобразительном искусстве 15 в. существовало несколько местных школ; наиболее значительной из них была турская, где в середине 15 в. при королевском дворе сложилась светская в своей основе культура раннего французского Возрождения (Ж. Фуке). Основоположником Ренессанса в скульптуре стал М. Коломб. В Провансе работали Н. Фроман, Мастер Благовещения из Экса, А. Картон, Б. д’Эйк и другие мастера, в творчестве которых тесно переплелись итальянские и нидерландские влияния. При дворе герцогов Бурбонских создавал произведения художник нидерландского происхождения Муленский мастер.
Во 2-й половине 15 в. в результате французских походов на Апеннинский п-ов особое влияние приобрели итальянские образцы: в страну ввозились произведения античного искусства и работы современных итальянских мастеров, приглашались итальянские архитекторы, садовники, живописцы (в том числе Леонардо да Винчи), формировался стиль французского Возрождения. В королевских и дворянских замках этого времени готическая конструкция и принцип декора, вертикализм и дробный силуэт сочетались с регулярной планировкой, новыми мотивами ордерной архитектуры: замки в Амбуазе, Шато-Гайон (1501–1510) и Шато-Бюри (1511–1515, оба – архитектор Фра Джованни Джокондо), крыло Франциска I в замке в Блуа и другие замки Луары (Азе-ле-Ридо, Шенонсо, Шамбор). Городские дома и особняки получили изысканную отделку фасадов: Бернюи в Тулузе, Ракушки в Орлеане (оба – 1-я половина 16 в.), отель Буртерульд (1501–1532) и Бюро финансов в Руане (1509–1540). Причудливое переплетение готических и ренессансных черт проникло и в церковные постройки: церкви Сент-Эсташ (1532–1633) и Сент-Этьен-дю-Мон (1492–1626) в Париже.
В правление короля Франциска I центром художественной жизни стал королевский двор. В перестраивавшейся загородной резиденции в Фонтенбло сформировалась первая школа Фонтенбло силами многочисленных приглашённых художников (Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Н. дель’Аббате, Б. Челлини, С. Серлио и др.). Помимо приглашённых Франциском I знаменитых итальянских мастеров появились и многосторонне образованные французские архитекторы (Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Жак I Андруэ Дюсерсо), скульпторы (П. Бонтан, Л. Ришье, Ж. Гужон, Ж. Пилон) и живописцы (Ж. Клуэ, Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Этьен и Пьер Дюмустье и др.).
17–18 вв.
В 17 в., особенно во 2-й его половине, с укреплением абсолютизма перед искусством была поставлена задача возвеличивания личности и власти монарха. Усилилась государственная регламентация художественной жизни. Были созданы Королевская академия живописи и скульптуры (1648) и Королевская академия архитектуры (1671), выработан «большой стиль» абсолютной монархии, сочетавший строгую рациональную логику, композиционную сдержанность и уравновешенность классицизма с пространственным размахом. Эти черты особенно сильно проявились в строительстве импозантных городских и загородных ансамблей, резиденций короля и особняков знати. Париж украсился геометрически правильными, едиными по стилю площадями: Дофина (1607–1616), Королевской (ныне Вогезов; 1605–1612, архитектор Л. Метезо), Побед (1685–1686), Людовика Великого (ныне Вандомская; по плану 1699; обе – архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). В городе были построены регулярные по композиции дворцы в стиле классицизма (дворец Ришельё, ныне Пале-Рояль, 1636, архитектор Ж. Лемерсье, перестроен; восточный фасад Лувра, 1667–1672, по проекту архитектора К. Перро), общественные сооружения [здание Сорбонны с церковью Святой Урсулы (1635–1642, архитектор Лемерсье), Дом инвалидов (1671–1676, архитектор Л. Брюан) с собором (1680–1706, архитектор Ардуэн-Мансар), триумфальные арки (Сен-Дени, 1672, архитектор Н.-Ф. Блондель; Сен-Мартен, 1674, архитектор П. Бюлле), мосты (Пон-Нёф, 1578–1606) и др. Загородные замки превратились в обширные дворцовые комплексы с регулярными (французскими) парками: Во-ле-Виконт (архитектор Л. Лево), в Версале (архитекторы Лево, Ардуэн-Мансар; планировка парков обеих резиденций – А. Ленотр). Городские дворцы и особняки обрели компактность форм и сдержанность пластического декора: Люксембургский дворец в Париже, Мезон-Лаффит близ Парижа (1642–1649, архитектор Ф. Мансар). Богатство отделки интерьеров отдельных сооружений позволяет также говорить о «барочном классицизме».
В живописи и графике 1-й половины 17 в. ведущая роль принадлежала мастерам местных школ (Лотарингия, Пикардия и др.), в произведениях которых переплелись влияния маньеризма, караваджизма, фламандского и голландского искусства (Ж. Калло, Валантен де Булонь, Ж. де Латур, братья Ленен). Придворная школа живописи на протяжении 1-й четверти 17 в. оставалась консервативной; главное место в ней занимали мастера второй школы Фонтенбло. В 1627–1649 гг. главой официального направления в живописи был С. Вуэ. Проницательность характеристик присуща портретам Ф. де Шампеня. Ведущее положение в живописи 2-й трети 17 в. занял классицизм (Н. Пуссен, К. Лоррен). С середины 17 в. подлинным диктатором художественной жизни Франции и законодателем «большого стиля» стал Ш. Лебрен, руководивший работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Во 2-й половине 17 в. (отчасти под влиянием Шампеня) сложился новый тип парадного портрета, в котором модель окружалась ореолом пышности и блеска (Г. Риго, Н. де Ларжильер). Совершенства достигла портретная и репродукционная гравюра (Р. Нантёй, Ж. Одран, Ж. Эделинк). В границах «большого стиля» развивалась и скульптура (преимущественно декоративная и портретная), в которой сочетались классицистические (Ф. Жирардон, А. Куазевокс) и барочные (П. Пюже) тенденции. Богатством и парадностью отличались также изделия декоративно-прикладного искусства (инкрустированная мебель А.-Ш. Буля и др.).
В 1-й половине 18 в. наметился распад «большого стиля». Важную роль приобрело строительство и оформление лёгких и изысканных дворянских особняков (отелей), преимущественно сохранивших классицистическую строгость наружного облика, но получивших оформление интерьера в стиле рококо (отель Субиз в Париже, 1735–1739, архитектор интерьеров Ж. Бофран). В градостроительной практике 1-й половины – середины 18 в. развивались принципы парадной планировки (регулярная сеть улиц и площадей в Бордо, особенно площадь Биржи, с 1728, архитектор Ж. Габриель Старший; ансамбль из площадей Станислас, Карьер и Альянс в Нанси, 18 в., архитектор Э. Эре де Корни; площадь Людовика XV, ныне площадь Согласия, в Париже, 1757–1772, архитектор А.-Ж. Габриель). В изобразительном искусстве произведения А. Ватто отчасти послужили основой для рококо как стилевого направления, сложившегося в 1720-х – 1730-х гг. (Ф. Буше, Ш. А. ван Лоо, Н. Ланкре, Ж.-О. Фрагонар). В скульптуре 1-й половины 18 в. наряду с традициями монументальной дворцовой школы Версаля (Г. Кусту Старший, Э. Бушардон) также расцвела рокайльная декоративная пластика (Ж.-Б. Лемуан и др.). Во 2-й трети 18 в. во Франции распространился частный, в том числе и выполненный в технике пастели, портрет (М.-К. де Латур, Ж.-Б. Перронно). Пристальное изучение натуры характерно для Ж. С. Шардена; интерес к фиксации окружающего мира ощутим в натурных зарисовках сцен парижской жизни Г. де Сент-Обена. В середине 18 в. выдвинутое просветителями требование социальной роли искусства как средства воспитания нравов привело к появлению сентиментально-нравоучительного направления (Ж. Б. Грёз). Возросший интерес к природе стимулировал развитие пейзажной живописи (К. Ж. Верне, Л. Г. Моро Старший, Ю. Робер).
Во 2-й половине 18 в. под влиянием идей Просвещения в искусстве Франции доминировал классицизм (в архитектуре – церковь Святой Женевьевы, с 1791 Пантеон, в Париже, 1757–1790, архитектор Ж.-Ж. Суфло; Малый Трианон в Версале, 1762–1768, Военная школа в Париже, 1753–1788, архитектор А.-Ж. Габриель; Большой театр в Бордо, 1773–1780, архитектор В. Луи; в скульптуре – Ж.-Б. Пигаль, Э.-М. Фальконе, Ж.-А. Гудон; в живописи – Ж.-Л. Давид). В период Французской революции 18 в. широко распространились политические лубок и карикатура, агитационный фарфор, художественно-архитектурное оформление массовых праздников. В конце 18 в. были предприняты утопические попытки создать новую архитектуру (визионерские проекты Э.-Л. Булле, К.-Н. Леду).
19 в.
Общественные сооружения наполеоновской Франции носили парадный, триумфальный характер, присущий стилю ампир (Вандомская колонна, 1806–1810, архитекторы Ж.-Б. Лепер, Ж. Гондуэн; церковь Ла-Мадлен, 1806–1842, архитекторы П.-А. Виньон, Ж.-Ж.-М. Юве; обе – в Париже). Существенную роль стали приобретать строго функциональные постройки утилитарного назначения. В середине 19 в. крупные градостроительные работы велись в Париже (преимущественно под руководством префекта департамента Сена Ж. Э. Османа), в конце 19 – начале 20 вв. частичной реконструкции подверглись Амьен, Нант, Орлеан, Тулуза и другие города. Во 2-й половине 19 в. доминировали эклектика и историзм (здание Парижской оперы, 1861–1875, архитектор Ш. Гарнье; базилика Сакре-Кёр, 1875–1919, архитектор П. Абади; оба – в Париже). В рамках этих направлений возникло новое рационалистическое понимание архитектурных конструкций (Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лабруст); появились новые типы общественных и инженерных сооружений – крытые рынки, универмаги, пассажи, вокзалы, библиотеки, элеваторы, депо и другие: библиотека Сент-Женевьев (1844–1851), Национальная библиотека (1854–1875; обе – архитектор Лабруст), Эйфелева башня (1887–1889, авторы проекта – сотрудники бюро Г. Эйфеля: инженеры М. Кёклен, Э. Нугье, архитектор С. Совестр; все сооружения – в Париже) и др. На рубеже 19–20 вв. активно развивался стиль модерн (станции парижского метрополитена, около 1900; дом Кастель-Беранже в Париже, 1894–1898; все – архитектор Э. Гимар). С 1860-х гг. стал применяться железобетон.
В изобразительном искусстве к началу 19 в. в официальной школе господствовал академизм (П. Н. Герен, Ф. Жерар). В духе классицизма работали Ж.-О.-Д. Энгр, А.-Л. Жироде-Триозон, П.-П. Прюдон. Патетическая героика ранних работ А.-Ж. Гро сменилась идеализированными образами Наполеона I. В период Реставрации и Июльской монархии в противоборстве с классицизмом сложилось художественное движение романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа). В скульптуре принципы романтизма наиболее сильно выражены в «Марсельезе» Ф. Рюда, портретах П.-Ж. Давида д’Анже, анималистических произведениях А.-Л. Бари. К концу 1830-х гг. произошло дальнейшее размежевание художественных направлений. Развилось салонное искусство (Т. Кутюр и др.). Романтические эффекты преобладали в полотнах О. Верне, П. Делароша и Э. Мейссонье. Существенный вклад в развитие пейзажной живописи внесли работавшие на пленэре мастера барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш.-Ф. Добиньи, К. Труайон).
Реализм как художественное направление развивали Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье. В 1860-х гг. в центре художественной жизни страны оказался Э. Мане, предвосхитивший импрессионизм (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Скульптура 1850-х – 1860-х гг. представлена произведениями Ж.-Б. Карпо, Ж. Далу, О. Домье. Самой заметной фигурой среди скульпторов последней четверти 19 в. стал О. Роден.
Основные направления живописи конца 19 – начала 20 вв., возникшие как реакция на импрессионизм, получили условное собирательное обозначение постимпрессионизм (в том числе неоимпрессионизм – Ж. Сёра, П. Синьяк; также творчество В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека). Различные варианты символизма (П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, М. Дени) повлияли на художественную группу «Наби», а также на декоративно-прикладное искусства модерна (Э. Галле и Р. Лалик). Одновременно во Франции развивалось искусство условно реалистического направления (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит, Ж. Ф. Раффаэлли), политической графики (Т. Стейнлен) и карикатуры (Ж.-Л. Форен). В центре художественное жизни Франции находились тесно сотрудничавшие с художниками коллекционеры и арт-дилеры (А. Воллар, П. Дюран-Рюэль).
20–21 вв.
Проекты архитектора Т. Гарнье начала 20 в. заложили основу для градостроительства модернизма (принцип функционального зонирования и др.). В постройках О. Перре были эстетически осмыслены технические возможности железобетона, инженер Э. Фрейсине создавал большепролётные сооружения из этого материала. На французскую модернистскую архитектуру повлияли А. Лоос, группа «Де Стейл», футуризм, кубизм и другие; в 1920-х – 1930-х гг. в русле современного движения работали Ле Корбюзье, А. Люрса, Ж. Пруве, П. Шаро и др. Однако с 1920-х гг. вплоть до 1950-х гг. преобладали постройки в стиле ар деко (дворец Шайо в Париже, 1935–1937, архитектор Л. Азема и др.). Объединил элементы ар деко и современного движения в своём творчестве Р. Малле-Стевенс.
После Второй мировой войны важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов (реконструкция г. Гавр по проекту О. Перре, Старого порта г. Марсель по проекту Ф. Пуйона и многие другие проекты). В середине 1950-х – середине 1970-х гг. преимущественно на окраинах крупных городов развернулось массовое жилое строительство по градостроительным принципам модернизма: создавались комплексы, свободно скомпонованные из среднеэтажных и башенных домов (т. н. большие ансамбли; Лошер в Сарселе под Парижем, 1955–1976, архитекторы Ж. Анри-Лабурдетт, Р. Буало, в общей сложности более 12 тыс. квартир), в том числе для рабочих при крупных предприятиях (жилой район для шахтёров Фирмини-Вер в г. Фирмини близ Сент-Этьена, с 1954, градостроитель Ш. Дельфант, архитекторы А. Сив, М. Ру и другие, общественные сооружения и «жилая единица» по проекту Ле Корбюзье; новый город Муранс для рабочих газового месторождения Лак в департаменте Атлантические Пиренеи, 1957–1961, архитектор Р. Кулон, и др.). Делались попытки смягчить регулярность при помощи криволинейных форм и яркого колорита (жилые комплексы архитектора Э. Айо). Значительное влияние на творчество архитекторов разных стран, в том числе на формирование брутализма, оказали работы Ле Корбюзье 1960-х гг. Выразительность присуща многим мемориальным сооружениям (Мемориал депортированным в нацистские концлагеря на о. Сите в Париже, 1962, архитектор Ж.-А. Пенгюссон). Среди мастеров послевоенного периода – Б. Зерфюсс, К. Паран, среди представителей экспериментальной архитектуры 2-й половины 20 в. видное место занимают И. Фридман, Я. Ксенакис. В формах постмодернизма создавали крупные жилые массивы Р. Бофилл и М. Нуньес-Яновский. Значительное влияние на французскую архитектуру оказали реконструкция Лувра и другие «большие проекты» президента Ф. Миттерана. В 1-й четверти 21 в. работают архитекторы Ж. Нувель, К. де Портзампарк, Д. Перро, Р. Риччотти, О. Декк, М. Готран, архитектурные бюро Lacaton & Vassal, Jakob + MacFarlane, LAN Architecture, градостроители И. Льон, А. Грумбах.
В 1-й половине 20 в. Париж был международным центром художественной жизни, туда приезжали многие иностранные живописцы и скульпторы, творчество которых стало неотъемлемой частью истории французского искусства (П. Пикассо, мастера парижской школы и др.).
На рубеже 19–20 вв. возникло направление фовизм во главе с А. Матиссом (А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, М. де Вламинк, Р. Дюфи и др.), в 1907 г. – кубизм (Пикассо с его ключевой работой «Авиньонские девицы», Ж. Брак, Х. Грис), около 1912 г. – орфизм (Р. Делоне, С. Делоне-Терк). М. Дюшан создавал объекты реди-мейд в русле дадаизма, представителем которого также был Ф. Пикабиа. После Первой мировой войны возникли движение «возврата к порядку», пуризм (А. Озанфан, Ле Корбюзье), сюрреализм (С. Дали, Х. Миро, А. Массон, И. Танги). Ф. Леже разрабатывал индустриальные темы и мотивы, порой приближаясь к абстракции. Занятия живописью с критической и теоретической деятельностью и преподаванием сочетал А. Лот.
После 1945 г. в различных вариациях развивалось искусство абстракционизма (А. Манесье, П. Сулаж, С. Поляков, Н. де Сталь, Ж. Матьё, И. Кляйн и др.), оп-арта (В. Вазарели), нового реализма [группа 1940-х гг., занятая социальными проблемами: А. Фужерон, Б. Таслицкий и другие; одноимённая группа 1960-х гг., обратившаяся к «поэтическому использованию реальности» (Restany P. 60/90: trente ans de nouveau réalisme. Paris, 1990. P. 76): критик П. Рестани, художники И. Кляйн, Арман, Ф. Дюфрен, Ж. Виллегле, М. Райс и др.], поп-арта (М. Райс), т. н. мизерабилизма (Б. Бюффе). Ж. Дюбюффе ввёл понятие ар брют. Бальтюс работал в традиционалистском ключе, сближаясь с магическим реализмом. Мастер кинетического искусства, «кибернетического искусства» и видео-арта – Н. Шёффер. В 1970-х гг. распространился фотореализм. Представители постмодернизма в изобразительном искусстве – Ж. Гаруст, Р. Комба, М. Райс. К крупнейшим мастерам последней трети 20 – начала 21 вв. принадлежат Д. Бюрен, К. Болтански. Среди художников 1-й четверти 21 в., использующих разнообразные выразительные средства: С. Гайар, Л. Грео, И. Корнаро, Ж. Превьё, Э. Рише. В сфере стрит-арта заметную роль играют JR (также работает как фотограф), Жильбер1, Ремед, Сет, Тилт.
Традиционалистскую линию во французской скульптуре развивали Э.-А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспио, М. Жимон, Ф. Помпон, Ж. Бернар, в середине 20 в. – Ф. Сальмон, работавшая также в духе экспрессионизма. Представителями авангарда были А. Лоран, Ж. Липшиц, О. Цадкин, А. Певзнер. Среди видных мастеров середины – 2-й половины 20 в.: Н. де Сен-Фаль, Б. Вене, Сезар.
Художественные гобелены создавали Ж. Люрса, А. Блок.
Среди крупнейших французских фотографов 19–20 вв.: Надар, Г. Ле Гре, Э. Атже, Р. Л. Демаши, Брассаи, Р. Дуано, А. Картье-Брессон, Ж. А. Лартиг (также работал как живописец и график), Л. Эрве, М. Рибу, У. Кляйн, Ф. Хальсман, Л. Херштритт, Р. Депардон, Б. Реймс. Фотографию как средство медиаискусства развивает в 21 в. Ж.-Ф. Розье.
В 20 в. Франция заняла ведущее место в сфере дизайна одежды (П. Пуаре, Ж. Дусе, Нина Риччи, К. Шанель, К. Диор, Э. Скьяпарелли, М. Вионне, М. Роша, И. Сен-Лоран, П. Карден, Ю. де Живанши, Т. Лапидус, С. Рикель, Кендзо Такада, Ж.-П. Готье, Э. Унгаро, Т. Мюглер, К. Лубутен). В 1-й половине – середине 20 в. дизайном мебели, светильников и других предметов быта в русле модернизма занимались Ф. Журден, П. Шаро, Ле Корбюзье, Ш. Перриан, Ж. Пруве, в стиле ар деко – Л. Сю, А. Мар, Ж.-Э. Рюльман. Значительный вклад в развитие дизайна интерьера внесли П. Гариш, А. Путман. В сфере промышленного дизайна в 21 в. работают Ф. Старк, Ора-Ито, братья Э. и Р. Буруллек и др.