Липшиц Жак
Ли́пши́ц Жак (Jacques Lipchitz; настоящее имя Хаим Яков Абрамович Липшиц) [10(22).8.1891, Друскеники, Гродненская губерния, Российская империя, ныне Друскининкай, Литва – 26.5.1973, Капри, Италия; похоронен в Иерусалиме], французский и американский скульптор.
Сын строительного подрядчика. Посещал занятия в Рисовальной школе в Вильне (ныне Вильнюс), готовился стать архитектором. В 1909 г. уехал в Париж, где обучался скульптуре в Школе изящных искусств у Ж.-А. Энжальбера, в академиях Р. Жюлиана (у Р. Верле) и Ф. Коларосси. Ранние работы скульптора (1910–1912) близки классицизирующему стилю А. Майоля и Ш. Деспио. В 1911–1912 гг. Липшиц посетил Санкт-Петербург, где, в частности, изучал коллекцию скифского искусства в императорском Эрмитаже.
По возвращении в Париж Липшиц вошёл в круг мастеров парижской школы (К. Бранкузи, А. Модильяни, Х. Сутин, А. Архипенко и др., также поэты Б. Сандрар, М. Жакоб); увлёкся африканским искусством и древнеегипетской пластикой. В 1913 г. Д. Ривера познакомил его с П. Пикассо, благодаря чему Липшиц начал использовать приёмы кубизма в своих работах (одна из первых – «Мать и дитя», бронза, 1913–1914, частное собрание), став одним из видных представителей французского авангардизма. Кубистические скульптуры Липшица 1915–1916 гг. выстраиваются из резко вырубленных форм, фигуры уподобляются нагромождениям каменных блоков («Голова», бронза, 1915, Галерея Тейт, Лондон; «Гитарист», бронза, 1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Привставшая фигура», камень, 1916, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк). В начале 1920-х гг. исполнил бюсты Ж. Кокто, Г. Стайн, Коко Шанель, Р. Радиге. В 1920-е гг. тяжеловесные, плотно сомкнутые объёмы сменяются у Липшица «открытыми» формами, где массы прорезаются пустотами. В 1930-е гг. создал ряд скульптур на мифологические темы (в том числе композицию «Прометей» для Дворца открытий и изобретений на Всемирной выставке 1937 в Париже; получил золотую медаль). Участвовал в выставках русского искусства в Лондоне (1921), Париже (1931), также в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928) и др. В 1924 г. получил французское гражданство; переехал в Булонь-сюр-Сен (ныне Булонь-Бийанкур). В 1935 г. посетил СССР.
В 1940 г. Липшиц переехал в Тулузу, в июне 1941 г. эмигрировал в США; с 1947 г. проживал в Гастингсе-на-Гудзоне (штат Нью-Йорк). В 1958 г. принял гражданство США; посещал Израиль (1963, 1967). В скульптуре американского периода преобладают округлые, напряжённо изгибающиеся формы. Создавал заказные монументальные работы (все – бронза), в том числе статую «Прометей, удушающий орла» (1944–1953, Художественный центр Уокера, Миннеаполис), в аллегорической форме изображающую победу над фашизмом; «Мадонну» (проект 1947, осуществлён около 1955) для церкви Нотр-Дам-де-Льес в Асси (Франция); барельеф «Рождение муз» для особняка Дж. Д. Рокфеллера (1950; варианты – кампус Массачусетского технологического института, Кембридж, США, и др.); композиции «Мир на Земле» для Музыкального центра в Лос-Анджелесе (1969) и «Беллерофонт, укрощающий Пегаса» для Колумбийского университета (1972).
Кавалер ордена Почётного легиона (1946).