Нина Риччи
Ни́на Ри́ччи (Nina Ricci; настоящие имя и фамилия Мария Аделаида Джузеппа Ньелли, итал. Maria Adelaida Giuseppa Nielli) (14.1.1883, Турин – 29.11.1970, Париж), французский дизайнер одежды.
Родилась в семье сапожника, с родными жила во Флоренции и Монте-Карло. После смерти отца переехала с матерью и сестрой в Париж (1895). C 13 лет работала в галантерейной мастерской: за 5 лет прошла путь от подмастерья до старшей модистки. В 1904 г. вышла замуж за ювелира Луиджи Риччи (1875–1909), в браке родился сын Робер Риччи (1905–1988). С 1916 г. была замужем за инженером-электриком Гастоном Морелем (1873–1952).
В 1908–1928 гг. работала дизайнером одежды в модном доме Raffin (с 1918 совладелица). После его закрытия в 1929 г. Р. Риччи убедил мать основать собственный модный дом Nina Ricci (с 1932) и открыть магазин в центре Парижа, на улице Капуцинок. Название фирмы и профессиональный псевдоним М. А. Дж. Ньелли образованы путём соединения её детского прозвища (она родилась в день памяти святой Нины) с фамилией первого мужа. В 1938 г. производство насчитывало 500 сотрудников. Мать и сын работали вместе, в 1945 г. Р. Риччи занял должность директора.
Первоначально модный дом специализировался на свадебных платьях. Вскоре появились другие коллекции, сочетавшие изящество с практичностью. Нина Риччи ориентировалась на покупательниц среднего класса. Для них она создавала платья и костюмы, которые можно было надевать как на работу, так и для вечернего выхода в свет. Цены на женскую одежду Nina Ricci были на треть ниже, чем в домах моды Э. Скьяпарелли и Ж. Ланвен. Также под брендом Nina Ricci впервые было запущено производство двух диффузных, т. е. менее дорогих, линий одежды в год.
Нина Риччи отдавала предпочтение фактурным тканям (бархату, шёлку, атласу), пастельным оттенкам и цветочным узорам, украшала одежду кружевами и лентами. Её элегантные наряды с искусным кроем и приталенным силуэтом отмечены романтической женственностью. В отличие от других дизайнеров, она не создавала эскизы и драпировала ткань непосредственно на манекенах.
На стиль Нины Риччи оказала влияние голливудская мода 1930-х гг., изменившаяся с принятием в 1930 г. «производственного кодекса» Американской ассоциации кинокомпаний. Этот документ наложил на кинематограф цензурные ограничения, в том числе запретил к показу обнажённые участки тела, и сравнительно короткие платья с заниженной талией в духе 1920-х гг. уступили место струящимся нарядам в пол. Последовав за этими изменениями, Нина Риччи выпускала роскошные вечерние платья от-кутюр; порой в них вcтречаются отсылки к историческим стилям. Среди клиенток модного дома – актрисы С. Делер, Габи Морле, Мишлин Прель, Д. Даррьё и М. Солонь.
Бренд Нины Риччи не прекращал работу во время Второй мировой войны. Вскоре после освобождения Парижа от немецкой оккупации Р. Риччи предложил провести выставку «Театр моды» (Théâtre de la Mode), для того чтобы возродить интерес к модной одежде. Согласно его замыслу, наряды показывали на манекенах из чёрной проволоки высотой всего 70 см, благодаря чему на их создание ушло меньше остававшихся дефицитными материалов. В марте 1945 г. вместе с К. Баленсиагой, К. Диором, Э. Скьяпарелли, П. Бальменом и другими кутюрье Нина Риччи представила свои модели одежды в Музее декоративного искусства в западном крыле Лувра. Выставка стала передвижной, её показали в других городах Европы, а также и США (1945–1946). Собранные средства были переданы в помощь жертвам войны.
По инициативе Р. Риччи у бренда появилась парфюмерная линия. В 1946 г. вышел первый аромат «Радость для сердца» (Coeur-Joie). Парфюм «Дух времени» (L’Air du Temps), созданный в 1948 г. Ф. Фаброном, остаётся одним из самых известных в мире, наравне с Chanel № 5 (1921, парфюмер Э. Бо, по заказу Коко Шанель). Первый дизайн флакона принадлежал каталонскому скульптору Ж. Ребулю, но наиболее распространённой стала версия в виде хрустальной бутылочки, созданная М. Лаликом, сыном ювелира Р. Лалика (1951). Крышка выполнена в форме двух голубей, символизирующих наступившее мирное время.
С начала 1950-х гг. Нина Риччи постепенно отходила от дел, в 1954 г. место главного дизайнера в модном доме занял Ж.-Ф. Крае. Фотографии и эскизы одежды из его коллекции Crocus 1959 г. были опубликованы в газете The New York Times (Robertson. 1959. P. 24), и это принесло модному дому мировую известность.
В 1963 г. Крае сменил Ж. Пипар, который расширил производство, запустив линии аксессуаров и прет-а-порте.
В 1998 г. бренд Nina Ricci стал частью испанской компании по производству одежды и парфюмерии Puig. Его креативными директорами были Н. Жерве (1999–2001), М. Гисен (2001–2002), Дж. Агиар (2002–2003), Л. Нильсон (2003–2006), О. Тескенс (2006–2009), П. Коппинг (2009–2014), Г. Анри (2015–2018); с 2018 г. – Л. Херребрюг и Р. Боттер.
Нина Риччи – кавалер ордена Почётного легиона (1948).