#Искусство и архитектура барокко во Франции
Искусство и архитектура барокко во Франции
Тег

Искусство и архитектура барокко во Франции

Искусство и архитектура барокко во Франции
Найденo 14 статей
Страны мира. Искусство и архитектура
Франция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Фра́нции. На территории Франции располагался один из главных центров первобытного искусства (Ласко, Карнак и др.). Высокого уровня достигли прикладное искусство и военная архитектура кельтов (галлов), античное искусство в греческих колониях и в римских провинциях (памятники в городах Ним, Оранж, Арль и др.). Французское искусство романского и готического стилей принадлежит к лучшим примерам средневековой культуры Европы. В эпоху Возрождения 16 в. Франция испытала влияние итальянской культуры. Изобразительное искусство и архитектура классицизма, рококо, романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма, авангарда и других направлений с 17 в. вплоть до 2-й половины 20 в. оставались влиятельными образцами для других европейских стран, а с 19 в. – для всего мира; Париж был важнейшим международным центром художественной жизни (парижская школа). В 21 в. искусство Франции развивается в русле глобальных тенденций.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830
Графики
Одран Жан
Одра́н Жан (Jean Audran) (1667–1756), французский гравёр из династии художников Одран. Племянник и ученик графика Жерара Одрана (1631–1710). Гравёр французского короля (1706), академик Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1708). Вероятно, покровитель А. Ватто, протежировавший ему при поступлении в академию. Работал в техниках резцовой гравюры и офорта; преимущественно создавал гравюры по живописным произведениям [«Портрет Ф.-Р. Секусса», 1695, по Г. Риго; «Добродетель достойна мировой империи» («Битва при Гавгамелах»), 1699–1708, по Ш. Лебрену; «Портрет Людовика XV», после 1715, по П. Гоберу, и др.].
Жан Одран. Набросок женской фигуры (с оригинала Ватто). 1730-е гг.
Живописцы
Токке Луи
Токке́ Луи́ (1696–1772), французский живописец и гравёр, член Королевской академии живописи и скульптуры (1734). Ученик Ж.-М. Натье. Получил известность в Париже как портретист (Ж. Л. Лемуан, 1734; дофин Людовик, 1739; Мария Лещинская, 1740; все – Лувр, Париж). При посредничестве графа М. И. Воронцова приехал в 1756 г. в Санкт-Петербург для исполнения парадного портрета императрицы Елизаветы Петровны (1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург); портретировал представителей русского дворянства: графиню А. М. Воронцову (Русский музей, Санкт-Петербург), И. И. Шувалова (Эрмитаж). В 1758–1759 гг. работал в Копенгагене (портрет короля Фредерика V, Амалиенборг, Копенгаген, и др.); по возвращении в Париж оставил живопись.
Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1758
Живописцы
Монсу Дезидерио
Монсу́ Дезиде́рио (около 1593 – после 1644), живописец неаполитанской школы, французского происхождения. Родился в Лотарингии. Около 1602 г. переехал в Рим; с 1610 г. жил в Неаполе. Внёс существенный вклад в формирование фантастического пейзажа и архитектурного каприччио, создав наиболее ранние и значительные их образцы. Среди работ: «Вид Неаполя» (около 1620, частная коллекция), «Царь Аса, разрушающий идолов» или «Взрыв в храме» (Музей Фицуильяма, Кембридж), «Путник у ворот города» (1620-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Влияние творчества Д. Монсу оказалось ценным для «романтической» линии в развитии европейского пейзажа (С. Роза); работы высоко ценились мастерами сюрреализма.
Дезидерио Монсу. Архитектурный пейзаж с руиной. 1620-е гг.
Периоды (эпохи) в культуре
Барокко
Баро́кко, стиль в искусстве конца 16–18 вв. Охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18 в. барокко исчерпало себя в западно-европейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке). Родиной барокко по праву считается Италия. Культурно-историческая эпоха барокко наступила после эпохи Возрождения. Барокко преемственно связано с маньеризмом 16 в. и сосуществует с классицизмом.
Джованни Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы. 1644–1652. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория, Рим
Графики
Белланж Жак
Белла́нж Жак [около 1575 (1560?; 1565?) – 1616], французский живописец, рисовальщик и гравёр. Придворный художник герцогов Лотарингских Карла III и Генриха II. Автор религиозных и мифологических композиций, портретов, проектов костюмов и декораций для театральных постановок и придворных празднеств. В творчестве Белланжа нашли отражение основные тенденции искусства позднего маньеризма и раннего барокко. Автор живописных произведений («Экстаз святого Франциска», около 1600; Лотарингский музей, Нанси; «Оплакивание Христа», 1616–1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург), около 80 рисунков, эстампов, выполненных в техниках офорта («Три Марии у Гроба Господня», «Благовещение», все – 1613–1616).
Жак Белланж. Благовещение. 1613–1616
Живописцы
Лебрен Шарль
Лебре́н Шарль (1619–1690), французский живописец и рисовальщик. Один из главных создателей «большого стиля» Людовика XIV (французского классицизма 17 в.). С 1663 г. – глава Королевских мануфактур гобеленов и мебели; с 1664 г. – «первый живописец короля». Осуществил масштабные декоративные работы в замке Во-ле-Виконт, в Версальском дворце и парке (с 1669). Автор парадных портретов («Портрет канцлера Сегье при въезде Людовика XIV в Париж в 1660 г.», 1655–1661, Лувр, Париж), картин на исторические сюжеты (серия «Подвиги Александра Македонского», 1660–1673) и др. Один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры (1648; с 1655 ректор), Французской академии в Риме (1666).
Шарль Лебрен. Распятие. 1637
Живописцы
Латур Жорж де
Лату́р Жорж де (крещён 1593 – 1653), французский живописец. Работал в Лотарингии; в 1639 г. посетил Париж, получил звание «ординарного живописца короля». Испытал влияния местного искусства и караваджизма, использовал приёмы искусственного освещения (изображение свечи, факела, светильника), в результате которых свет становится главным средством эмоционального воздействия картины. Писал жанровые и религиозные композиции большого формата с крупными фигурами, наделёнными почти скульптурной объёмностью («Шулер», 1635; «Святой Иосиф-плотник», около 1642; «Поклонение пастухов», 1644; «Мученичество святого Себастьяна» или «Обнаружение святого Себастьяна святой Ириной»; 1649, все – Лувр, Париж).
Жорж де Латур. Шулер. 1636–1640
Графики
Меллан Клод
Ме́ллан Клод (Claude Mellan) (1598–1688), французский рисовальщик, гравёр и живописец. С 1624 по 1636 гг. провёл в Риме, где учился у С. Вуэ, был знаком с Н. Пуссеном, К. Лорреном, П. Миньяром, Дж. Л. Бернини. Разрабатывал собственные технические приёмы в технике резцовой гравюры, в частности, в тенях вместо традиционной перекрёстной штриховки использовал систему параллельных линий, для регулировки тона варьируя их ширину и плотность. Примечательна гравюра «Лик Христа» (1649), созданная из единственной спиральной линии, которая начинается на кончике носа Иисуса. Творческое наследие мастера насчитывает около 400 гравюр (как сделанных по собственным рисункам, так и репродукционных, прежде всего, портретных) и около 100 рисунков.
Искусство
1
2