Унгаро Эмануэль
Унгаро́ Эмануэ́ль, Эмануэль Маттеотти Унгаро (Emanuel Matteotti Ungaro) (13.2.1933, Экс-ан-Прованс – 21.12.2019, Париж), французский дизайнер одежды.
Родился в семье итальянских эмигрантов, покинувших родину в 1920-х гг., после прихода к власти Б. Муссолини. Унгаро не получил профессионального образования в сфере дизайна одежды, навыки шитья приобрёл у отца Козимо Унгаро (1896–1978), который был портным. В 1955 г. Э. Унгаро переехал в Париж, работал в ателье Maison Camps (1955–1957), доме моды Balenciaga (1958–1964), занимал пост главного дизайнера мадридского отделения этого бренда (1959–1961). У К. Баленсиаги научился кроить и драпировать ткань, конструируя одежду в реальности, а не ограничиваясь эскизами на бумаге; Унгаро посвятил ему коллекцию от-кутюр осень/зима 1986–1987. В 1964–1965 гг. работал у французского дизайнера одежды А. Куррежа.
В 1965 г. открыл собственный дом моды Emanuel Ungaro и представил дебютную коллекцию. Создавал женские наряды от-кутюр и прет-а-порте (под лейблом Parallèle). В 1975 г. запустил мужскую линию одежды, в 1991 г. – спортивную, также производил парфюмерию (с 1983) и аксессуары. Коллекции бренда запомнились смелыми экспериментами с тканями ярких цветов и принтов, собранных в сложные композиции. Рисунки для текстиля создавала возлюбленная Унгаро, швейцарский графический дизайнер Соня Кнапп. В её эскизах прослеживается влияние абстрактного экспрессионизма.
В коллекциях 2-й половины 1960-х – начала 1970-х гг. преобладали геометризм и футуристические мотивы, что связывает Унгаро с французским дизайнером одежды П. Карденом: мини-платья и пальто с абстрактными рисунками (мини-платье, габардин, шёлковая подкладка, пластиковые пуговицы, 1968, Музей Виктории и Альберта, Лондон), комбинезон с аппликациями в виде ромашек (хлопок, синтетика, шёлк, металл, коллекция весна/лето 1966, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), накидка с кружевными медальонами, украшенная мячиками для настольного тенниса и надетая поверх шорт и выполненного из алюминия бюстгальтера (коллекция осень/зима 1968–1969).
В 1970-х гг. стиль Унгаро смягчился, стал более расслабленным и женственным. От авангардных экспериментов 1960-х гг. дизайнер перешёл к несколько избыточному «богемному» стилю. Характерная модель того времени – зелёное платье с цветочным рисунком, поверх которого накинуты красное пальто с фиолетовой подкладкой и жёлтый шарф (1976). В коллекциях использовались обильные драпировки, оборки, воланы, рукава-буфы, ткани с цветочными мотивами и рисунком в крупный горох. Наряды 1980-х гг. одновременно выглядели женственными и отвечали стилю power dressing: обтягивающие лакированные мини-юбки Унгаро совмещал с широкоплечими пиджаками контрастирующих цветов (коллекция весна/лето 1989). В сочетаниях противоположностей заключался узнаваемый стиль дизайнера: облегающее фигуру ярко-розовое коктейльное платье он дополнил объёмным воротником и пышными рукавами (коллекция осень/зима 1987–1988).
Унгаро утверждал, что не терпит скучную одежду и не хочет видеть грустно одетых женщин (Hyde N. S. Emanuel Ungaro: ‘I Hate Boring Clothes’ // The Washington Post). Его модели одежды от-кутюр порой отличались эксцентричностью: свадебное платье из коллекции весна/лето 1987 по форме напоминало конфету, чёрное платье с V-образным декольте и принтом с розами завершалось короткой пышной юбкой с рисунком в шотландскую клетку (коллекция осень/зима 1991–1992), а приталенное платье с асимметричной жёлтой юбкой как у танцовщиц фламенко было дополнено объёмной бирюзовой накидкой с рисунком в крупный чёрный горох (коллекция весна/лето 1992).
Среди клиенток дизайнера – первая леди США в 1961–1963 гг. Ж. Кеннеди, актрисы К. Денёв, И. Аджани, Анук Эме, предпринимательница Л. Беттанкур, светская дама М.-Э. де Ротшильд (из рода Ротшильдов) и др.
Работал над костюмами для кинофильмов «Манон 70» («Manon 70», 1968, режиссёр Ж. Орель), «Обманка» («Trompe l'œil», 1975, режиссёр К. д’Анна), «Глория» («Gloria», 1980, режиссёр Дж. Кассаветис), «Форель» («La truite», 1982, режиссёр Дж. Лоузи).
В 1996 г. модный дом Emanuel Ungaro приобрела итальянская компания Salvatore Ferragamo, Унгаро продолжил создавать коллекции от-кутюр, а над коллекциями прет-а-порте работал итальянский дизайнер Дж. Валли (1998–2004). В 2004 г. Унгаро отошёл от дел, в 2005 г. бренд был продан американскому бизнесмену Асиму Абдалле.
Премия «Золотой напёрсток» (1981). Кавалер ордена Почётного легиона (2005).