Калло Жак
Калло́ Жак (Jacques Callot) (между 25.3 и 21.8.1592, Нанси – 24 или 25.3.1635, там же), французский гравёр и рисовальщик.
Родился в семье герольда герцога Лотарингского. Учился в Нанси, вначале у парижского гравёра К. Анрие, с 1607 г. – у золотых дел мастера Д. Крока, благодаря чему у него развилась склонность к тщательному выполнению детали, к проработке мельчайших нюансов. В 1608 г. Калло отправился в Рим и изучал там искусство резцовой гравюры в мастерской Ф. Томассена, а в 1611 г. переехал во Флоренцию, где сотрудничал с А. Темпестой, обучившим Калло технике офорта. Томассен и Темпеста придерживались стилистики позднего маньеризма, влияние которого сказалось и в первых работах Калло. Несколькими годами позднее Калло, наряду с гравёром Р. Кантагаллиной и архитектором Дж. Париджи, стал одним из главных оформителей праздников и представлений при дворе герцогов Медичи. Тема театра заняла важное место в его гравюрах, отразивших пышные придворные церемонии, театральные спектакли и импровизированные площадные представления комедии дель арте (серии гравюр «Война любви» и «Война красоты», обе 1616; отдельные листы серии «Каприччи», 1617; «Интермедии», 1617; «Сулейман», 1619–1620; «Три Панталоне», 1618–1620, и др.).
Во Флоренции сформировалась индивидуальная манера мастера, в это время он изобрёл новую разновидность офорта, точно отвечавшую его художественным целям, – т. н. технику твёрдого лака (франц. vernis dur), впервые применённую им при создании серии «Каприччи» в 1617 г. Её особенность заключалась в том, что медную доску покрывали не мягким лаком, как прежде, а твёрдым, которым пользовались флорентийские столяры и мебельщики. Вследствие этого линия после травления получалась чёткой и ясной; появлялась возможность наносить тончайшие штрихи, использовать т. н. многоступенчатое травление – повторное наложение грунта для получения перспективного эффекта с постепенной градацией пространственных планов. Эти технические усовершенствования давали возможность запечатлеть сколь угодно мелкие детали и вписать их в единую систему панорамных планов; их изобретение дало возможность Калло создать такие прославленные гравюры, как «Ярмарка в Импрунете» (1619–1620) и «Большая охота» (1619).
После смерти покровительствовавшего Калло герцога Козимо II Медичи в 1621 г. мастер возвратился в Нанси, где стал придворным художником герцога Лотарингского Карла IV и оставался там до конца жизни (не считая поездки в Голландию в 1627 г. по приглашению правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и пребывания в Париже в 1629–1630). В Нанси Калло продолжал работать над многими гравюрами и рисунками, созданными ещё в Италии (2-й вариант «Ярмарки в Импрунете», 1622–1623; серии «Varie figure», 1617, 1621; «Каприччи», 1617, 1622, и др.). Однако в это время больше внимания Калло уделял религиозным сюжетам («Малые Страсти», 1624; «Вечерняя молитва», 1628; «Мученичество святого Себастьяна», 1631). В связи с событиями Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. в его творчестве возникает военная тема («Осада Бреды», 1627; «Осада Ла Рошели», 1629; «Осада острова Ре», 1629; «Бедствия войны», 1633). В своих поздних работах Калло с одинаковым совершенством воплощал как сцены, полные гротеска и фантазии («Балли ди Сфессания», 1622; «Искушение святого Антония», 1634–1635), так и реалистические сюжеты, связанные с войной. Благодаря сочетанию различных масштабов, совершенству мельчайших деталей и воздушной перспективе в работах Калло микрокосм и макрокосм оказываются сопоставлены в пределах небольшого листа бумаги: далёкие панорамы пейзажей и городских площадей оживляются многочисленными фигурками людей, в трактовке которых виртуозный рисунок, нередко гротескного свойства, сочетается с острой наблюдательностью.
Всего мастером было создано около 1500 гравюр. Большинство гравированных досок сохранились и находятся в Музее Лотарингии (Нанси). Учениками Калло были А. Босс и Ф. Коллиньон, количество его последователей и подражателей исчисляется десятками. Творчество Калло уже при его жизни было высоко оценено знатоками и коллегами по цеху. Спрос на работы мастера спровоцировал ещё в 17 в. появление множества копий и вариаций, а посмертные издания оттисков с оригинальных досок осуществлялись вплоть до 19 в. Офорты Калло коллекционировал Рембрандт. Первые очерки о жизни Калло были прижизненными. Произведениями Калло вдохновлялись, его «манеру» использовали писатели и композиторы. Первое опубликованное произведение Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814–1815) вдохновило Р. Шумана на создание сборника «Фантастические пьесы» для фортепиано (1837), а Г. Малера – «Траурного марша в манере Калло» из 1-й симфонии (1888). Сквозь призму творчества Гофмана Калло восприняли также режиссёры В. Э. Мейерхольд и А. Я. Таиров. Сборник французского писателя А. Бертрана «Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (1842) был использован М. Равелем для фортепианного цикла «Ночной Гаспар» (1908). Искусство гравёра оказалось посылом для возникновения эссе Ш. Бодлера «О сущности смеха и в целом о комизме в изобразительном искусстве» (1855) и романа Т. Готье «Капитан Фракасс» (1863). Скульптор А. Джакометти стал автором эссе «Касательно Жака Калло» (1945), посвящённого проблеме изображения насилия в искусстве.
Ключевые выставки работ Калло последней трети 20 – начала 21 вв. прошли в Вене (1969), Вашингтоне (1975), Сиене (1976), Нанси (1992), Москве (2004).