Картон Ангерран
Карто́н Ангерра́н [Ангерран Шаронтон; Enguerrand Quarton (Carton, Charonton, Charreton, Charretier, Charraton)] (около 1415, епархия Лана, ныне департамент Эна – около 1466, Авиньон), французский живописец и миниатюрист, представитель авиньонской школы, один из ключевых мастеров периода перехода от интернациональной готики к искусству арс нова.
Свидетельств о точной дате рождения, семье и детстве художника не сохранилось. Предположительно родился за несколько лет до 1419 г., а уже в 1425–1430 гг. поступил в обучение в одну из мастерских Лана (Sterling. 1983. P. 8). Данных о продолжительности его ученичества в этой мастерской нет, однако характер его живописи говорит о достаточно длительном присутствии мастера в этом регионе Франции. Помимо национальной французской традиции стиль Картона демонстрирует влияние итальянской живописи, в частности произведений Фра Беато Анджелико и Пьеро делла Франческа. Возможно, в период между 1435 и 1440 гг. Картон пребывал в Нидерландах (Sterling. 1983. P. 8), где испытал воздействие искусства Я. ван Эйка, Р. Кампена и Рогира ван дер Вейдена.
В 1444 г. Картон жил в г. Экс-ан-Прованс. Совместно с Бартелеми д’Эйком (Мастером Благовещения из Экса), придворным художником короля Рене I Анжуйского, работал над иллюминированием Часослова (MS М.358, около 1440–1450, Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк), где выполнил 3 иллюстрации («Давид в молитве», f.106; «Святой Иаков», f. 202; «Святой Варфоломей», f. 209) и, вероятно, некоторые изображения животных в орнаментальных полях.
В феврале 1446 г. Картон переехал в Арль. Продолжая работать над иллюстрациями Часослова MS М.358, дополнил двумя полностраничными миниатюрами «Часослов Жана Бусико» (около 1450; основной текст с иллюстрациями 1405–1408, Музей Жакмар-Андре, Париж) (Elsig. 2004. P. 34).
Весной 1447 г. поселился в г. Авиньон, к тому времени уже потерявшем роль одного из основных культурных центров в Европе, каким он был в период Авиньонского пленения пап, но этот город обладал сложившимися традициями самостоятельной живописной школы, развивавшейся в русле интернациональной готики. Среди многочисленных работ, приписываемых Картону, только 3 произведения достоверно принадлежат ему и относятся ко времени его пребывания в Авиньоне. Алтарное произведение «Богоматерь Милосердия» (1452, Музей Конде, Шантийи; предположительно, совместно с П. Виллатом), заказанное сыном Жана Кадара (врача Карла VI и наставника Карла VII) – Пьером, было предназначено для часовни кардинала Пьера Люксембургского в Целестинской церкви в Авиньоне. Композиция представляет собой вариант христианской иконографии Дева Милосердия и близка к созданной приблизительно в то же время работе Пьеро делла Франческа «Мадонна делла Мизерикордия» (1445–1462, Городская пинакотека, Сансеполькро). Прикрывающую мирян и священнослужителей плащом Мадонну фланкируют фигуры коленопреклонённых донаторов (родителей заказчика), Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Заказанное в 1453 г. каноником церкви Сен-Агриколь и картезианского монастыря г. Вильнёв Ж. де Монтаньи «Коронование Марии» (1454, Музей городского госпиталя, Вильнёв-лез-Авиньон) даёт крайне редкую форму иконографии Троицы (с симметричными и полностью идентичными изображениями Бога Отца и Бога Сына, коронующими Богоматерь) (Denny. 1963. Р. 49), совмещённую с панорамными изображениями Рима и Иерусалима, Распятием и сценами Страшного суда. Произведение также содержит портреты, в частности членов семьи де Монтаньи: заказчика – Жана, его брата – Антуана и их дяди – Гийома де Монжуа, епископа г. Безье. Для произведений Картона характерны: вытянутый по горизонтали, иногда близкий к фризообразному формат; простые и ясные, часто симметричные панорамные композиции; по всей видимости связанный с влиянием книжной миниатюры, тяготеющий к локальному насыщенный и контрастный колорит. По мнению исследователей, Картон, используя интенсивную синюю краску, положил начало применению этого цвета во французской живописи, которое будет прослеживаться даже в 18–19 вв. (Лайта. 1980. С. 19). Существенные отличия характерны только для последней достоверно принадлежащей Картону работы – «Пьеты из Вильнёв-лез-Авиньон» (Лувр, Париж; согласно последним исследованиям, приблизительная датировка – около 1455. Primitifs français. Paris, 2004. P. 15), выделяющейся отсутствием композиционной симметрии, сумрачным колоритом и свойственном нидерландской живописи натурализмом.
К позднему периоду творчества относят ряд миниатюр (5 миниатюр и инициалы в «Молитвеннике Жана де Мартена», 1466, Национальная библиотека, Париж; 2 миниатюры в «Часослове из Намюра», Библиотека семинарии, Намюр, и др.).
Свидетельства о возможных браке и детях художника отсутствуют.
Последний документ, упоминающий Картона, датируется 14 июля 1466 г. Возможно, мастер умер во время эпидемии чумы 1457–1474 гг.