Картон Ангерран
Карто́н Ангерра́н [Ангерран Шаронтон; Enguerrand Quarton (Carton, Charonton, Charreton, Charretier, Charraton)] (около 1415, епархия Лана, ныне департамент Эна – около 1466, Авиньон), французский живописец и миниатюрист, представитель авиньонской школы, один из ключевых мастеров периода перехода от интернациональной готики к искусству арс нова.
Свидетельств о точной дате рождения, семье и детстве художника не сохранилось. Предположительно родился за несколько лет до 1419 г., а уже в 1425–1430 гг. поступил в обучение в одну из мастерских Лана (Sterling. 1983. P. 8). Данных о продолжительности его ученичества в этой мастерской нет, однако характер его живописи говорит о достаточно длительном присутствии мастера в этом регионе Франции. Ангерран Картон. Давид в молитве. Миниатюра из Часослова. Ок. 1440–1450. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк. MS М.358. Fol. 106.Помимо национальной французской традиции стиль Картона демонстрирует влияние итальянской живописи, в частности произведений Фра Беато Анджелико и Пьеро делла Франческа. Возможно, в период между 1435 и 1440 гг. Картон пребывал в Нидерландах (Sterling. 1983. P. 8), где испытал воздействие искусства Я. ван Эйка, Р. Кампена и Рогира ван дер Вейдена.
В 1444 г. Картон жил в г. Экс-ан-Прованс. Совместно с Бартелеми д’Эйком (Мастером Благовещения из Экса), придворным художником короля Рене I Анжуйского, работал над иллюминированием Часослова (MS М.358, около 1440–1450, Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк), где выполнил 3 иллюстрации («Давид в молитве», f.106; «Святой Иаков», f. 202; «Святой Варфоломей», f. 209) и, вероятно, некоторые изображения животных в орнаментальных полях.
В феврале 1446 г. Картон переехал в Арль. Продолжая работать над иллюстрациями Часослова MS М.358, дополнил двумя полностраничными миниатюрами «Часослов Жана Бусико» (около 1450; основной текст с иллюстрациями 1405–1408, Музей Жакмар-Андре, Париж) (Elsig. 2004. P. 34).
Весной 1447 г. поселился в г. Авиньон, к тому времени уже потерявшем роль одного из основных культурных центров в Европе, каким он был в период Авиньонского пленения пап, но этот город обладал сложившимися традициями самостоятельной живописной школы, развивавшейся в русле интернациональной готики. Ангерран Картон. Богоматерь Милосердия. 1452. Музей Конде, Шантийи.Среди многочисленных работ, приписываемых Картону, только 3 произведения достоверно принадлежат ему и относятся ко времени его пребывания в Авиньоне. Алтарное произведение «Богоматерь Милосердия» (1452, Музей Конде, Шантийи; предположительно, совместно с П. Виллатом), заказанное сыном Жана Кадара (врача Карла VI и наставника Карла VII) – Пьером, было предназначено для часовни кардинала Пьера Люксембургского в Целестинской церкви в Авиньоне. Композиция представляет собой вариант христианской иконографии Дева Милосердия и близка к созданной приблизительно в то же время работе Пьеро делла Франческа «Мадонна делла Мизерикордия» (1445–1462, Городская пинакотека, Сансеполькро). Прикрывающую мирян и священнослужителей плащом Мадонну фланкируют фигуры коленопреклонённых донаторов (родителей заказчика), Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Заказанное в 1453 г. каноником церкви Сен-Агриколь и
Ангерран Картон. Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон. Ок. 1455.
Лувр, Париж.картезианского монастыря г. Вильнёв Ж. де Монтаньи «Коронование Марии» (1454, Музей городского госпиталя, Вильнёв-лез-Авиньон) даёт крайне редкую форму иконографии Троицы (с симметричными и полностью идентичными изображениями Бога Отца и Бога Сына, коронующими Богоматерь) (Denny. 1963. Р. 49), совмещённую с панорамными изображениями Рима и Иерусалима, Распятием и сценами Страшного суда. Произведение также содержит портреты, в частности членов семьи де Монтаньи: заказчика – Жана, его брата – Антуана и их дяди – Гийома де Монжуа, епископа г. Безье. Для произведений Картона характерны: вытянутый по горизонтали, иногда близкий к фризообразному формат; простые и ясные, часто симметричные панорамные композиции; по всей видимости связанный с влиянием книжной миниатюры, тяготеющий к локальному насыщенный и контрастный колорит. По мнению исследователей, Картон, используя интенсивную синюю краску, положил начало применению этого цвета во французской живописи, которое будет прослеживаться даже в 18–19 вв. (Лайта. 1980. С. 19). Существенные отличия
Ангерран Картон. Господь во славе. Миниатюра из «Молитвенника Жана де Мартена». 1466. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. NAL 2661. Fol. 291v.характерны только для последней достоверно принадлежащей Картону работы – «Пьеты из Вильнёв-лез-Авиньон» (Лувр, Париж; согласно последним исследованиям, приблизительная датировка – около 1455. Primitifs français. Paris, 2004. P. 15), выделяющейся отсутствием композиционной симметрии, сумрачным колоритом и свойственном нидерландской живописи натурализмом.
К позднему периоду творчества относят ряд миниатюр (5 миниатюр и инициалы в «Молитвеннике Жана де Мартена», 1466, Национальная библиотека, Париж; 2 миниатюры в «Часослове из Намюра», Библиотека семинарии, Намюр, и др.).
Свидетельства о возможных браке и детях художника отсутствуют.
Последний документ, упоминающий Картона, датируется 14 июля 1466 г. Возможно, мастер умер во время эпидемии чумы 1457–1474 гг.