Надар
Нада́р (Nadar; настоящие имя и фамилия Гаспар-Феликс Турнашон, Gaspard-Félix Tournachon) (8.4.1820, Париж – 21.3.1910, там же), французский фотограф, график, писатель, аэронавт.
Родился в семье владельцев небольшого издательства. Изучал медицину, зарабатывал журналистикой, публиковал сатирические рисунки с комментариями в журналах La Silhouette, Le Charivari, Revue comique (основатель журнала, 1848), Journal pour rire, Journal amusant. В 1840-х гг. входил в социалистические кружки, тогда же принял псевдоним Надар [от выражения tourne а̀ dard (dard – жало), под которым подразумевался его дар карикатуриста]. С 1845 г. публиковал также свои новеллы: «Платье Деяниры» («La Robe de Déjanira») и др. Огромная литографическая «панорама» «Пантеон Надара» (около 300 портретов-шаржей знаменитых современных деятелей культуры) была издана дважды (1854 и 1858), но не была завершена. Для некоторых портретов (О. де Бальзака, В. Гюго и др.) Надар использовал уже известные в то время фотопортреты, что вскоре побудило его самого оставить карикатуру и обратиться к искусству фотографии (в 1853 обучался у фотографа Г. Ле Гре).
С 1854–1855 гг. вместе со своим братом Адриеном Турнашоном (1825–1903) занялся портретной фотографией (их содружество распалось в 1856–1857). Уделяя большое внимание способам передачи эмоций на фотоснимке при помощи физиогномистики, Надар и его брат сформировали эстетику психологического фотопортрета 19 в.: личный контакт фотографа с моделью; фон, поза, выразительное боковое освещение были так же важны для характеристики личности, как и мимика, глаза, общее эмоциональное состояние модели. Надар использовал технику мокроколлодионного (с 1861 – сухого коллодионного) процесса, который сменил технику дагеротипии, разработанную Л. Дагером. Среди первых фотопортретов Надара, принёсших ему широкую известность: А. де Виньи, Т. Готье, Ж. де Нерваль, Ш. Бодлер (все 1854–1855). В круг портретируемых входили также Э. Делакруа, К. Коро, Г. Доре, О. Домье, Г. Курбе, Э. Мане, С. Бернар, Жорж Санд, братья де Гонкур, А. Дюма-отец и А. Дюма-сын, Дж. Верди, Дж. Россини, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.-Ж. Прудон; в ателье Надара снимались также М. А. Бакунин, И. С. Тургенев, император Александр III и др. К 1885 г. большую часть съёмок вёл его сын Поль Турнашон (Надар) (1856–1939), сам же мастер работал лишь над исключительными заказами. Фотопортреты Надара были востребованы, ему пришлось нанять помощников, перейти от крупного формата снимков (18×24) на формат «визитки».
В 1861–1862 гг. Надар исполнил около 100 снимков в парижских катакомбах (с электрическим освещением, используя батареи Р. Бунзена); применял магниевую вспышку, занимался микрофотографией. Изобрёл новый жанр фотоинтервью: репортажная серия «Искусство жить 100 лет» (снята П. Надаром в 1886) запечатлела диалог Надара с химиком М.-Э. Шеврёлем (в связи с его 100-летием). В 1891 г. Надар основал журнал Paris-photographe, редактировавшийся П. Надаром.
Один из пионеров воздухоплавания и аэрофотографии, Надар в 1858 г. снял серию видов Парижа из гондолы аэростата (мокроколлодионные пластинки приходилось проявлять на борту), в 1863 г. на свои средства построил воздушный шар «Гигант». В 1860 г. Надар переехал в новую студию на бульваре Капуцинок, где в 1863 г. было основано Общество поддержки воздушных передвижений на машинах тяжелее воздуха, секретарём которого стал Ж. Верн; в этом же здании в 1874 г. открылась первая выставка импрессионистов. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. и осады Парижа построил воздушный шар «Нептун», который помогал вести воздушную разведку; для участников Парижской коммуны 1871 г. на свои средства устроил систему воздушной разведки при помощи аэростата.