Фуке Жан
Фуке́ Жан (Jean Fouquet) (около 1420, Тур – между 1477 и 1481, там же), французский живописец и миниатюрист.
В начале 1440-х гг. учился в Париже и, возможно, в Нанте. Первый французский художник, посетивший Италию (1445–1447), вероятно, в качестве представителя французского короля при папской курии; выполнил портрет папы Евгения IV (не сохранился). После возвращения в Тур – придворный художник Карла VII, затем Людовика XI. Фуке испытал влияние турской книжной миниатюры и реалистических достижений нидерландских мастеров; результатом итальянского путешествия стали новая трактовка человеческой фигуры и перспективная конструкция живописного пространства.
Фуке – основоположник национальной школы ренессансного портрета, освободивший жанр от традиций готической условности («Портрет шута Гонеллы», середина 1440-х гг., Художественно-исторический музей, Вена; «Портрет короля Карла VII», около 1445 или около 1450, Лувр, Париж; «Меленский диптих», около 1451, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, и Картинная галерея, Берлин); создал один из первых автопортретов в северно-европейском искусстве (эмалевый медальон, около 1450, Лувр). Подготовительный рисунок (около 1455, Государственные музеи, Берлин) к «Портрету канцлера Ж. Дезюрсена» (конец 1450-х гг., Лувр) выявляет творческий метод Фуке: от точной документальной фиксации в рисунке к созданию обобщённого живописного образа. С творчеством Фуке во французском искусстве связан последний расцвет книжной миниатюры. В миниатюрах «Часослова Этьена Шевалье» (1452–1460, Музей Конде, Шантийи), «Больших французских хроник» (конец 1450-х гг., Национальная библиотека, Париж), «О происшествиях с благородными мужами и дамами» Дж. Боккаччо (около 1460, Баварская национальная библиотека, Мюнхен), «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (около 1470–1475, Национальная библиотека, Париж) Фуке применяет линейную и световоздушную перспективу, демонстрирует способности рассказчика и наблюдателя за окружающей действительностью. Творчество Фуке и его мастерской существенно повлияло на развитие французского искусства 2-й половины 15 в.