Кендзо Такада
Ке́ндзо Така́да (япон. 高田賢三; франц. Kenzō Takada) (27.2.1939, Химедзи – 4.10.2020, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), японский и французский дизайнер одежды.
Родился в многодетной семье, где был пятым ребёнком, в небольшом городе у подножия средневекового замка Химедзи. Его отец владел чайным домом, поэтому Кендзо с детства находился в окружении гейш, одетых в традиционную японскую одежду – кимоно, ставшую впоследствии для него источником вдохновения. Играм со сверстниками предпочитал рассматривание модных журналов сестёр.
Недолгое время изучал английскую литературу в университете в Кобе (1957), в 1958 г. вопреки воле родителей перевёлся в токийский колледж моды «Бунка», став одним из первых зачисленных в него студентов-мужчин. Посещал классы Коикэ Тиэ, окончившей школу Парижского синдиката высокой моды и обучавшей студентов драпировке тканей, что было несвойственно японским художественно-промышленным вузам тех лет.
В 1960 г. выиграл приз японского журнала So-en. После выпуска из колледжа работал в компании Mikura: разрабатывал дизайн текстиля и рисовал модели повседневной одежды, которые затем отправлялись на фабрику. Эта работа позволила ему изучить полный цикл производства. Затем поступил на работу в сеть крупных универмагов San-ai, где создавал около 40–50 моделей в месяц; также публиковал эскизы в журналах.
Поворотным моментом в карьере дизайнера стал 1964 г. Получив компенсацию за снос своего дома в ходе подготовки Токио к Играм XVIII Олимпиады, Кендзо купил билет на пароход до Марселя. По дороге он увидел Гонконг, Хошимин, Сингапур, Коломбо, Мумбаи, Джибути, Александрию, Барселону. Знакомство с разными культурами за ограниченный промежуток времени повлияло на него: впоследствии в его коллекциях можно было встретить отсылки к японской, китайской, древнеегипетской одежде, разным национальным костюмам. С 1965 г. жил в Париже: посещал модные показы, изучал витрины бутиков; путешествовал по европейским странам. Ради заработка публиковал фотографии и статьи о парижской жизни в японских периодических изданиях, создавал модели для журналов Elle и Jardin des modes и работал для разных фирм – производителей одежды (Louis Féraud, Rodier, Pisanti Textile Group, Relations Textiles).
В 1970 г. совместно с Кондо Aцуко и Андзай Ацуко, также выпускниками колледжа моды «Бунка», основал марку Jungle Jap (англ., буквально – япошка из джунглей). Для первой коллекции прет-а-порте Кендзо привёз из Японии большое количество недорогих, преимущественно хлопковых тканей с традиционными японскими узорами и дополнил их найденными на парижских блошиных рынках материалами. Отсутствие средств для покупки текстиля подвигло его на сочетание имеющихся у него обрезов тканей – так возникли сложные комбинации принтов с флоральными мотивами, в шотландскую клетку, полоску и др. Первый показ прошёл в бутике Jungle Jap, расположенном в торговом пассаже Galerie Vivienne в Париже; одну из стен своего магазина Кендзо расписал, вдохновившись картиной А. Руссо «Сон» (1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Дизайнер сразу же привлёк внимание публики и прессы. Смелые сочетания цветов и принтов, многослойные образы выглядели непривычно и свежо. Международное признание Кендзо получил после показа своих коллекций в Нью-Йорке и Токио в 1971 г. В последующих сезонах он продолжил комбинировать яркие цвета, геометрические и растительные принты, использовать массивные бусы, мех и перья, так что его магазин в Galerie Vivienne сравнивали с «пещерой Али-Бабы» (цит. по: Drost. 2003. P. 190).
В 1972 г. дизайнер столкнулся с обвинениями в неэтичном использовании в названии бренда слова «jap», признанного этническим оскорблением: Лига японо-американских граждан подала на его модный дом судебный иск. Суд встал на сторону Кендзо, однако дизайнер пошёл на компромисс, и в 1976 г. бутик на Плас-де-Виктуар в Париже открылся под новым названием – Kenzo.
Взяв за основу традиционное японское кимоно, Кендзо переосмыслил его крой и дополнил этническими мотивами и элементами других национальных костюмов. Дизайнер также ввёл в моду модели прямых силуэтов единого размера для любой фигуры и наряды с подчёркнуто объёмными рукавами или широкими брюками. Для него было важным «освободить» тело от одежды, и этим он отличался от современных ему парижских дизайнеров, отдававших предпочтение облегающим силуэтам. Кендзо считал, что «слишком большой размер – самый правильный» (цит. по: Polan. 2020. P. 143).
Его показы одни из первых в мире моды стали напоминать театральное действо. Так, в 1978–1979 гг. презентации проходили в цирковом павильоне: модели представили наряды, сидя на лошадях, а сам Кендзо выехал на манеж верхом на слоне. Выпуская коллекции весна/лето в марте, а не осенью, он выступил одним из основоположников концепции «See now, buy now» (с англ. «Видишь сейчас – покупаешь сейчас») задолго до того, как она распространилась (в 2010-х гг.): старт продаж предполагается одновременно с показом коллекций (в отличие от традиционной системы, при которой между первым показом и появлением моделей одежды в бутиках сохраняется пауза в несколько месяцев).
С 1973 г. член Парижского синдиката высокой моды. В 1983 г. у марки Kenzo появилась линия мужской одежды, позднее – линия денима (1986), детская линия (1987), парфюмерия (1988); популярным ароматом стала композиция Flower (2000). К 1984 г. относится сотрудничество Кендзо с американским ритейлером The Limited Stores, для которого он создал диффузную, т. е. демократичную по цене, линию одежды «Album by Kenzo».
К 1980-м гг. в Париже появилось новое поколение японских дизайнеров (Ямамото Ёдзи, Кавакубо Рэй, Миякэ Иссэй), но Кендзо был первым японцем, которому удалось привнести в от-кутюр свои национальные мотивы и интегрироваться в международную индустрию моды.
В 1993 г. французский концерн LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton выкупил его модный дом, а в 1999 г. Кендзо покинул пост художественного директора; на смену ему пришли Ж. Розье и Р. Крейберг, с 2008 г. – А. Маррас, с 2011 г. – У. Леон и К. Лим, с 2019 г. – Ф. Оливейра Баптиста, с 2021 г. – Нагао Томоаки.
В дальнейшем Кендзо сотрудничал с компанией Kering: запустил марку Yume (япон. мечта, сон), работал над коллекциями одежды и предметов для дома. Разработал дизайн формы японской сборной для Игр XXVIII Олимпиады в Афинах (2004). Основал марку Gokan Kobo (япон. мастерская пяти чувств; 2004–2007, одежда, аксессуары, посуда и предметы интерьера). В 2013–2020 гг. президент Азиатской федерации высокой моды. В 2016 г. создал коллекцию совместно с массовым брендом H&M. В последние годы жизни сотрудничал с французской мебельной компанией Roche Bobois и занимался живописью; в Москве выставка его работ прошла в галерее «Триумф» (2011).
Режиссёр фильма «Сон, после сна» («Yume, yume no ato», 1981).
Кавалер ордена Искусств и литературы (1984) и ордена Почётного легиона (2016). Медаль Почёта с пурпурной лентой (1999, Япония).