Пигаль Жан-Батист
Пига́ль Жан-Бати́ст (Jean-Baptiste Pigalle) (26.1.1714, Париж – 21.8.1785, там же), французский скульптор.
Родился в семье придворного резчика по дереву Жана Пигаля (1684–1728). Учился у Р. Ле Лоррена (до 1735) и Ж.-Б. Лемуана, также в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Участвовал в конкурсе на Римскую премию, но занял 3-е место. Отправился в Италию пешком; добрался до Рима тяжело больным и остался в живых лишь благодаря заботам друга – скульптора Г. Кусту (бывшего в то время пенсионером Французской академии в Риме). В Италии (1736–1740?) изучал античную скульптуру, выполнял частные заказы, здесь же создал модель для статуи «Меркурий, завязывающий сандалию» (терракота, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; варианты в мраморе – 1744, Лувр, Париж, и 1748, Старая национальная галерея, Берлин). Автор ряда камерных композиций в стилистике рококо («Мальчик с птичьей клеткой», 1749; «Объятия Любви и Дружбы», 1753–1758, обе – мрамор, Лувр); повторял некоторые из этих сюжетов в бронзе и фарфоре. Много работал также в области религиозной скульптуры.
Портреты Пигаля отмечены объективностью характеристик, умением раскрыть внутренний мир модели, духовный склад человека эпохи Просвещения: военного хирурга Ж. М. Герена (бронза, 1775–1780), Д. Дидро (бронза, 1777), автопортрет (терракота, около 1780, все – Лувр), инженера Ж. Р. Перроне (бронза, 1785, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Необычно трактован образ Вольтера (1776, Институт Франции, Париж), которого Пигаль представил обнажённым, в духе идеи «героической наготы», несмотря на возраст модели (76 лет). Стремясь к правдоподобию, он воспроизвёл старческое немощное тело (для фигуры позировал ветеран Семилетней войны 1756–1763 гг.), голову лепил с натуры, но сильно «омолодил» философа. В целом статуя производит впечатление определённой неестественности и дисгармонии: идея превалирует над пластикой. Среди немногих женских портретов – бюст маркизы де Помпадур (мрамор, 1751, Метрополитен-музей). Из монументальных произведений Пигаля наиболее значительно надгробие маршала Морица Саксонского (мрамор, бронза, 1753–1756), установленное в 1776 г. в церкви Сен-Тома в Страсбуре; в его «театральности» и обилии аллегорических фигур ощутимы отзвуки барокко. Сочетание белого и цветного мрамора усиливает живописность и патетику памятника.
Член (1744), профессор (1752), затем ректор (1777) Королевской академии живописи и скульптуры.