#Искусство и архитектура Франции 20–21 вв.
Искусство и архитектура Франции 20–21 вв.
Тег

Искусство и архитектура Франции 20–21 вв.

Искусство и архитектура Франции 20–21 вв.
Найденo 14 статей
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Буруллек
Бурулле́к, французские промышленные дизайнеры; братья. Ронан (род. 1971) и Эрван (род. 1976) с 1998 г. работают вместе, в 1999 г. основали в Париже дизайнерское бюро Ronan & Erwan Bouroullec. Проектируют мебель (в том числе комфортную обстановку для офиса), предметы для декора интерьера, светильники, посуду и текстиль, а также работают в сфере архитектуры и ландшафтного дизайна. Их стиль отличает аскетизм, экономия форм и материалов, визуальная скромность и утончённость.
Ронан и Эрван Буруллеки на открытии выставки «Бивуак» в Центре Помпиду-Мец (Франция). 2011
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Карден Пьер
Карде́н Пьер (1922–2020), французский дизайнер одежды, член французской Академии изящных искусств (в составе Института Франции; 1992). В начале карьеры работал с Ж. Пакен, Э. Скьяпарелли и К. Диором, с 1950 г. владел собственным модным домом. Один из первых кутюрье, обратившихся к сфере прет-а-порте и промышленного дизайна. Автор футуристичных коллекций одежды («Cosmocorps», осень/зима 1963–1964), созданных под впечатлением от научных достижений и полётов в космос.
Пьер Карден. 1971
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Готье Жан-Поль
Готье́ Жан-Поль (род. 1952), французский дизайнер одежды. В 1-й половине 1970-х гг. работал в модных домах П. Кардена, Ж. Эстереля и Ж. Пату, в 1982–2020 гг. возглавлял собственный дом моды Jean Paul Gaultier, в 2003–2010 гг. занимал должность креативного директора дома моды Hermès. Эклектичный и эпатажный стиль Ж.-П. Готье отличает свободное смешение самых разных источников вдохновения, включение традиционно мужских предметов одежды в женские наряды и наоборот, совместное участие мужчин и женщин в модных показах.
Жан-Поль Готье. 1990-е гг.
Музеи, галереи
Лувр
Лувр, памятник архитектуры и музей в Париже. Основан как крепость в конце 12 в., был королевской резиденцией во 2-й половине 14 в., вновь обрёл этот статус в 16 в., тогда же вместил королевскую коллекцию произведений искусства. Многократно перестраивался и расширялся, его современный облик определяют классицистические корпуса 17 в. В 1793 г. открыт как общедоступный Центральный музей искусств. Ныне Лувр – один из крупнейших музеев мира. Его собрание представлено в 8 отделах: египетских древностей; ближневосточных древностей; искусства Древней Греции, этрусков и Древнего Рима; исламского искусства; скульптуры; декоративно-прикладного искусства; живописи; гравюр и рисунков. Филиалы Лувра – Гипсотека в Версале, Музей-квартира Э. Делакруа, «Лувр-Ланс» (в г. Ланс, департамент Па-де-Кале). Особый статус имеет музей «Лувр Абу-Даби» в столице ОАЭ. В составе исторических памятников Парижа комплекс Лувра включён в список Всемирного наследия.
Вид на Лувр, Париж
Архитекторы, градостроители
Малле-Стевенс Робер
Малле́-Стеве́нс Робе́р (1886–1945), французский архитектор, дизайнер. Испытал влияние Й. Хофмана и Ч. Р. Макинтоша, идей кубизма и группы «Де Стейл». В духе современного движения и ар деко разрабатывал проекты вилл и особняков [вилла кутюрье П. Пуаре в Мези-сюр-Сен (Иль-де-Франс, 1921–1923); вилла Кавруа в Круа на севере Франции, 1929–1932]. Проектировал выставочные павильоны. Создавал декорации для фильмов, занимался дизайном мебели. Офицер (1935) ордена Почётного легиона.
Робер Малле-Стевенс. Здание виллы Кавруа, Круа. 1929–1932
Страны мира. Искусство и архитектура
Франция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Фра́нции. На территории Франции располагался один из главных центров первобытного искусства (Ласко, Карнак и др.). Высокого уровня достигли прикладное искусство и военная архитектура кельтов (галлов), античное искусство в греческих колониях и в римских провинциях (памятники в городах Ним, Оранж, Арль и др.). Французское искусство романского и готического стилей принадлежит к лучшим примерам средневековой культуры Европы. В эпоху Возрождения 16 в. Франция испытала влияние итальянской культуры. Изобразительное искусство и архитектура классицизма, рококо, романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма, авангарда и других направлений с 17 в. вплоть до 2-й половины 20 в. оставались влиятельными образцами для других европейских стран, а с 19 в. – для всего мира; Париж был важнейшим международным центром художественной жизни (парижская школа). В 21 в. искусство Франции развивается в русле глобальных тенденций.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830
Архитекторы, градостроители
Ле Корбюзье
Ле Корбюзье́ (1887–1965), французский архитектор, дизайнер, живописец, скульптор, теоретик архитектуры и градостроительства. Один из лидеров современного движения и интернационального стиля в архитектуре. С 1917 г. в Париже. В постройках раннего периода воплощал эстетику пуризма, сформулировав «пять принципов современной архитектуры»: использование опор-свай, крыши-террасы с садом, свободной планировки внутреннего пространства, ленточных окон, ненесущего фасада (типовой проект жилого дома «Citrohan II», 1922; Вилла Савуа в Пуаси, 1929–1931). В послевоенные годы разрабатывал идею жилого дома как градостроительного модуля; ввёл систему взаимосвязанных величин, основанную на пропорциях человеческого тела, «модулор». Тогда же обратился к мощной пластике объёмов с подчёркнутыми световыми и пространственными эффектами – брутализму (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 1950–1955; цикл проектов для Индии, 1950–1964). Автор около 50 книг, основную их часть посвятил вопросам градостроительства. Занимался также станковой и монументальной живописью, графикой, с 1940-х гг. – скульптурой (композиция «Открытая длань» в Чандигархе, реализована в 1990), обращался к дизайну мебели и др.
Ле Корбюзье в своей студии во Франции. 1960-е гг.
Живописцы
Леже Фернан
Леже́ Ферна́н (1881–1955), французский живописец, график, сценограф, керамист. Жил в Париже. В конце 1900-х – начале 1910-х гг. работал под влиянием кубизма («Обнажённые в лесу», 1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); в 1918–1920 гг. – абстракционизма («Диски», 1918, Центр Помпиду, Париж). В 1920–1930-х гг. совместно с А. Озанфаном, Ле Корбюзье, П. Мондрианом и Т. ван Дусбургом занимался проблемами синтеза искусств, участвовал в разработке проектов в сфере архитектуры, дизайна, сценографии, книжной графики; экспериментировал в области кино («Механический балет», 1924). В 1924 г. – один из основателей Академии современного искусства (директор до 1939). В 1930–1940-е гг. работал как художник-монументалист (оформление зала физической культуры на Всемирной выставке 1935 в Брюсселе). В 1940–1945 гг. в США. Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947–1949) и др.
Фернан Леже. Досуги. Посвящается Луи Давиду. 1948–1949
1
2