Аркбутан
Аркбута́н (франц. arc-boutant – подпорная арка), наружная полуарка, передающая распор нервюрного свода на внешний столб-контрфорс; важная часть конструкции в готических сооружениях.
Изначально аркбутаны использовались для укрепления зданий. Это касалось переживших разрушительный катаклизм сооружений: так, аркбутаны появились после землетрясения 7 в. в «Ротонде» императора Галерия (церкви Святого Георгия) в Салониках. Также их использовали в случае крупной перестройки, нарушившей систему распределения бокового распора в перекрытиях (аркбутаны 12 в. в церкви Сан-Витале в Равенне, сооружённые после возведения сводов над галереей второго яруса).
Неотъемлемой частью каркаса сооружения аркбутаны, наряду с нервюрами и контрфорсами, стали во французской готике 2-й половины 12 в. Не существует единой точки зрения, в каком памятнике и на каком этапе готики они использованы впервые. По историографической традиции, восходящей к Э. Лефевру-Понтали (Lefèvre-Pontalis. 1919. P. 363), первые аркбутаны появились в соборе Парижской Богоматери около 1180 г. Однако ряд исследователей (например, Ж. Анрие, Дж. Джеймс и А. Праш) считает, что они могли возникнуть уже в эпоху ранней готики – около 1160-х гг.: в соборе в Сансе (Henriet. 1982), хоре церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже (Prache. 1976), церкви Сен-Мартен в парижском пригороде Этамп (Henriet. 1978) и др. Значительно уменьшившиеся в размерах и лишённые конструктивной нагрузки аркбутаны также присутствуют в оформлении восточной части собора в Кентербери (1177–1179).
Готические аркбутаны переносят боковой распор сводов главного нефа с облегчённых опор внутри церкви на мощные внешние контрфорсы. Применение аркбутанов позволяет значительно увеличить оконные проёмы, пролёты сводов и высоту главного нефа, сократить толщину внутренних опор и тем самым освободить пространство церкви. Ширина пролёта и конструкция аркбутана зависят от количества и размеров боковых нефов: в пятинефных сооружениях возводились два ряда аркбутанов (в соборе Парижской Богоматери первоначальные аркбутаны клеристория заменены в 13 в. на новые, переносящие тяжесть свода сразу на внешний ряд контрфорсов), а в однонефных (например, Сент-Шапель) аркбутаны могли вообще не использоваться. Для увеличения жёсткости конструкции над полуаркой аркбутана достраивался участок стены, который завершался наклонным скатом. Средневековые зодчие не всегда могли верно рассчитать место упора, поэтому часто возводили двухъярусные аркбутаны, обладавшие бо́льшей площадью соприкосновения со стеной. В эпоху зрелой и поздней готики аркбутаны получали резное украшение в виде небольших аркад (собор Нотр-Дам в Шартре, между 1194 и 1260), ажурных трифолиев и розеток (собор в Кёльне, c 1248, освящён в 1322).
Использование аркбутанов в меньшей степени характерно для анжуйской готики, готической архитектуры Южной Франции (собор Сент-Сесиль в Альби, 1282–1480) и Италии (церковь аббатства Сан-Гальгано около Сиены, 1218–1288), где тяжесть сводов передавалась непосредственно на выступающие из стены контрфорсы.