Часослов
Часосло́в (греч. ωρολόγιον), богослужебная книга восточной христианской традиции. Содержит неизменяемые службы суточного круга: полунощницу, утреню, 1, 3 и 6-й часы (отсчитываются от восхода солнца; в Рождественский и Петровский посты добавляются междочасия), изобразительны (изначально – чин причащения вне литургии), молитвы дневной (чин панагии) и вечерней трапез, 9-й час, вечерню, повечерие, библейские и гимнографические тексты (в том числе «Свете тихий») и молитвы (например, Василия Великого). В расширенный, Великий часослов входят и изменяемые части богослужения – тропари, кондаки, богородичны, антифоны, стихиры, каноны, акафисты, службы (в том числе чин 12 псалмов), месяцеслов и пр. Имеет несколько типов.
Структура Часослова отражает суточный круг монашеского богослужения, сложившийся в 4 в. на основе келейной молитвы по часам. Наиболее древней является схема Часослова из 12 дневных и 12 ночных псалмов, вероятно восходящая к египетской практике [отражена в Александрийской Библии (кодексе) 5 в.]. Не позднее 6 в. в горных монашеских общинах на основе иерусалимского кафедрального богослужения сложился палестинский Часослов (впервые косвенно упоминается в Житии Саввы Освященного, ранние греческие списки 9 в.).
Сирийский (арамейский) Часослов (ранний список 12 в.) отражает палестинскую практику 8–9 вв. и имеет ряд отличий: в составе утрени нет псалмов 19, 20, 148–150, 2-й песни Моисея (Втор 32:1–43) и великого славословия; на вечерне на «Господи воззвах» помещён лишь псалом 140, нет молитвы «Сподоби, Господи» и псалма 122; полунощница не имеет особых вариантов для суббот и воскресений, нет молитвы Василия Великого, но есть великое славословие, вместо псалмов 120 и 133 включена молитва царя Езекии (Ис 38:9–20); добавлены тропари на блаженнах для изобразительных.
Коптский и эфиопский Часословы отличаются от палестинского числом псалмов (12), разделением текстов между полунощницей и утренними службами, наличием евангельских чтений, молитвенных призываний к ангелам и Богородице («салам» – «мир»; аналогичны припевам «радуйся» в акафисте), тропарей и богородичнов, делением библейских песен на ветхозаветные и новозаветные группы с великим славословием между ними.
На рубеже 8–9 вв. Феодор Студит ввёл палестинский Часослов в монашеское богослужение Константинополя, что вызвало его распространение по всему византийскому ареалу и на Руси. В славянских студийских Часословах, известных с 13 в., отсутствует, как правило, полунощница (вместо неё иногда идёт келейный чин полунощного пения с 17-й кафизмой), включены утреннее правило и псалом 6 в начале утрени и вечерни, библейские песни в утрени, а в конце обедни и вечерни – особые молитвы Кирилла Туровского. 3, 6, 9-й часы, изобразительны и трапезные молитвы объединены в чин обедний, или чин часам. Варьирует состав псалмов на почасиях (междочасиях – 7, 8, 10, 11 и 12-м часах). Повечерие именуется малым мефимоном, а чин 12 ночных псалмов – великим мефимоном или ночными часами.
В 12–14 вв. при переходе богослужения на Иерусалимский устав Часослов приобрёл современный состав. Часослов, изданный после реформы патриарха Никона (Москва, 1656), начинался не с вечерни, а с полунощницы.
На Западе в конце 13 в. появились Часословы, включавшие календарь, тексты из Евангелий и пророческих книг Ветхого Завета, часы (службы) Девы Марии, Страстей и Святого Духа, покаянные псалмы, литании святым, поминальную службу и иногда отрывки из философских и светских сочинений.