Мане Эдуар
Мане́ Эдуа́р (Эдуард Мане, Édouard Manet) (23.1.1832, Париж – 30.4.1883, там же), французский живописец и график.
Сын чиновника Министерства юстиции. Учился в Королевской школе изобразительных искусств в Париже у Т. Кутюра (1850–1856). Посетил Бразилию (1848–1849, в качестве юнги), Италию (1857), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х гг.), Голландию (1872). В музеях (Лувр, Прадо и др.) копировал картины европейских мастеров 16–17 вв. (Джорджоне, Тициана, Рембрандта, Ф. Халса, Д. Веласкеса и др.), испытал также влияние Ф. Гойи и Э. Делакруа [с его разрешения создал копии картины «Ладья Данте» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Музей изящных искусств, Лион)].
Большую роль в формировании взглядов Мане на искусство сыграла дружба с Ш. Бодлером (с 1858). В работах Мане конца 1850-х – начала 1860-х гг. художник сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией облика модели. Его герои, найденные в толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе, – поэты, актёры, художники, натурщицы, представлявшие пёстрый мир богемы: «Любитель абсента» (1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген), «Музыка в Тюильри» (1862, Национальная галерея, Лондон), «Уличная певица» (1862, Музей изящных искусств, Бостон), «Лола из Валенсии» (1862), «Флейтист» (1866; оба – Музей Орсе, Париж) и др. Переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека. Так, тема картины «Завтрак на траве» (1863, Музей Орсе) – изображение одетых и обнажённых фигур в пейзаже – навеяна луврским «Сельским концертом» Тициана, но приобретает у Мане особую эмоциональную напряжённость. Тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия» (1863, Музей Орсе): изображая подчёркнуто земную парижанку, свою современницу, Мане иронически интерпретировал мотив мифологизированной обнажённой натуры в ренессансной живописи («Венера Урбинская» Тициана и др.).Живопись Мане 1860-х гг. постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и валёрами. Мане обращался к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867–1868, Музей изящных искусств, Бостон; 1869, Кунстхалле, Мангейм; «Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Однако его внимание к современности проявлялось прежде всего в сценах, будто бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», 1868, Новая галерея, Мюнхен; «Балкон», 1868–1869), а также в близких к ним по духу портретах (портрет Э. Золя, 1868, оба – Музей Орсе). Обновляя бытовой жанр 19 в., мастер поэтизировал заурядные на первый взгляд жизненные ситуации, мир окружающих человека вещей, выявляя скрытую гармонию бытия.
Независимая позиция Мане привлекала к нему молодых художников. Он выставлялся в парижских Салонах (с 1861), однако принимал участие и в выставках «Салона отверженных» (с 1863). Во время Всемирной выставки 1867 г. в Париже, в знак протеста против решения жюри исключить его работы из экспозиции французского искусства, организовал показ 50 своих картин в отдельном павильоне рядом с выставкой; в этом же году Э. Золя опубликовал первый очерк о жизни и творчестве художника. Предвосхитивший своим искусством возникновение импрессионизма, Мане с конца 1860-х гг. сближался с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х гг. переходил к пленэрной живописи. Ряд его произведений («Железная дорога», 1873, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Аржантёй», 1874, Музей изящных искусств, Турне; «В лодке», 1874, Метрополитен-музей) несёт в себе черты этого метода: светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится всё более светлой, красочной; мазок – широким, свободным, передающим дыхание жизни; контуры теряют чёткость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Живописец, подобно импрессионистам, писал на открытом воздухе всю картину целиком; иногда он работал вместе с К. Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или писал художника на природе («Клод Моне в своей лодке на Сене», 1874, Новая пинакотека, Мюнхен). В то же время он сохранял конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и отдавая предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с его литературно-ассоциативной подосновой. Выбирая из жизни большого города наиболее характерные моменты, привлекающие не только своим живописным эффектом, но и психологическим содержанием, он возводил отдельное явление до ранга типического, раскрывая его комические, печальные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург).
В последнее десятилетие жизни Мане много работал в жанре портрета, перенося в него основные принципы сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей Орсе), писал натюрморты («Букет сирени», 1883, Государственные музеи, Берлин, и др.) и пейзажи. В самом значительном из поздних произведений – картине «Бар в "Фоли-Бержер"» (1881–1882, Институт Курто, Лондон), посвящённой теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе, – Мане достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиционного решения (иллюзорный мир шумного бара, представленный в отражении в зеркале) и изощрённого живописного мастерства.
Был также мастером графики (в том числе создал иллюстрации к поэме «Ворон» Э. А. По в переводе С. Малларме), литографии и офорта.
Творчество Мане, одного из родоначальников европейского модернизма, обновило традиции французской живописи 2-й половины 19 в. и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.
Кавалер ордена Почётного легиона (1882).