Живанши Юбер де
Живанши́ Юбе́р де, Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши (Hubert James Marcel Taffin de Givenchy) (20.2.1927, Бове, департамент О-де-Франс – 10.3.2018, Нёйи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен), французский дизайнер одежды, коллекционер.
Сын маркиза Люсьена Таффена де Живанши (1888–1930) и Беатрисы Баден (1888–1976), происходившей из семьи художников и управляющих шпалерной мануфактурой в Бове. Изысканные интерьеры и ткани окружали Живанши с детства: он любил играть с лоскутками, придумывать наряды и делать зарисовки. Сильное впечатление на него произвёл павильон моды на Всемирной выставке искусства и техники в Париже (1937).
В 1944 г. поступил в Школу изящных искусств в Париже, которую покинул через год. Работал у модельеров Л. Лелонга (1945–1946), Р. Пиге (1946–1948), Ж. Фата (1948–1949). В 1949 г. Э. Скьяпарелли пригласила его в качестве дизайнера в свой модный дом. Для Живанши это был период профессионального становления, налаживания социальных связей, оттачивания навыков и формирования вкуса. Главным ориентиром для него стал К. Баленсиага, творчество которого Живанши называл «своей религией» (Murphy. 2007). От него он перенял стремление к безупречной конструкции наряда, продуманным взаимоотношениям объёмов и линий, умение чувствовать ткань, понимать возможности, которая она даёт, и эффекты, которые можно создать с её помощью. Наряду с Баленсиагой считал выдающимся модельером Мадам Гре (Ж. Э. Кребс).
В 1952 г. Живанши открыл собственный модный дом. Первая коллекция под его собственным именем называлась «Les Séparables», камерный показ открывала модель и пресс-атташе дома Б. Грациани в названной в её честь хлопковой блузке «Bettina» с чёрно-белыми воланами на рукавах. Основная идея коллекции заключалась в концепции раздельного наряда – блузы и юбки предлагалось по-разному сочетать в зависимости от времени и места. Коллекция была тепло встречена, а В. Поуп в статье для The New York Times назвала её «феноменальным дебютом»: женщины теперь «почувствовали себя создательницами своего стиля» (Pope. 1952). В этом заключался талант Живанши: он предлагал сочетать праздничное с повседневным, сложное с простым, «ультрафеминное» с практичным, историческое с современным. Его коллекции, с одной стороны, можно назвать элегантными, романтическими, торжественными, с другой – в них присутствовали простота, лёгкость и озорство (коллекция весна/лето 1953 с овощными принтами). Наряду с Баленсиагой он ввёл моду на платье-мешок, также любил силуэт в виде кокона, модель «baby doll» и туники, которые предлагалось носить поверх юбок и брюк; использовал асимметрию и варьировал длину рукавов, особое внимание уделял крою воротника. В 1954 г. одним из первых кутюрье запустил линию прет-а-порте – Givenchy Université: элегантность и минимализм форм в комбинации с относительно доступными ценами принесли бренду популярность в Великобритании и США. В 1968 г. открылся новый магазин Givenchy на улице Виктора Гюго в Париже с моделями из коллекции прет-а-порте Nouvelle Boutique. В 1969 г. запущена мужская линия одежды Gentleman Givenchy.
Музой Живанши была О. Хепбёрн: её образ и наследие Живанши во многом оказались неотделимы друг от друга в массовой культуре. Их дружба и творческое сотрудничество начались в 1953 г.: Живанши создавал костюмы как для фильмов, в которых играла Хепбёрн, так и для её повседневной жизни. Впервые Хепбёрн появилась в платье от Живанши, белом, в пол, с цветочной вышивкой, в фильме «Сабрина» («Sabrina», 1954, режиссёр Б. Уайлдер; дизайнер не был упомянут в титрах). Затем он работал над фильмами с её участием «Забавная мордашка» («Funny face», 1957, режиссёр С. Донен), «Любовь после полудня» («Love in the afternoon», 1957, режиссёр Б. Уайлдер), «Шарада» («Charade», 1963, режиссёр С. Донен), «Париж, когда там жара» («Paris, when it sizzles», 1964, режиссёр Р. Куайн), «Как украсть миллион» («How to steal a million», 1966, режиссёр У. Уайлер), «Кровная связь» («Bloodline», 1979, режиссёр Т. Янг), «Любовь среди воров» («Love among thieves», 1987, режиссёр Р. Янг). Самым узнаваем стало чёрное узкое платье в пол из первой сцены фильма «Завтрак у Тиффани» («Breakfast at Tiffany’s», 1961, режиссёр Б. Эдвардс), дополненное перчатками до локтя, диадемой и длинным мундштуком как аксессуаром. В 1957 г. парфюмерное подразделение модного дома, возглавляемое братом Юбера, Жаном-Клодом де Живанши (1925–2009), выпустило аромат L’Interdit, посвящённый Хепбёрн.
Клиенткой Живанши также была Ж. Кеннеди: для неё он, в частности, создал вечернее платье для официального визита во Францию (1961) и траурный костюм для похорон Дж. Кеннеди (1963). Он также работал с Л. Бэколл, И. Бергман, Л. Карон, М. Каллас, Г. Келли, У. Симпсон (герцогиней Виндзорской).
Создал костюмы к фильмам «Истина» («La vérité», 1960, режиссёр А.-Ж. Клузо; с Б. Бардо) и «Очень важные персоны» («The V. I. P.s», 1963, режиссёр Э. Асквит; с Р. Бёртоном и Э. Тейлор). Также выступил в качестве художника по костюмам для постановки балета «Жизель» в Большом театре в Москве (1997, балетмейстер В. В. Васильев).
В 1980-е гг. под брендом модного дома производились и продавались ткани, предметы интерьера, посуда, обои. Живанши создал дизайн салона автомобилей Lincoln Continental Mark V производства компании Ford (1977), Laurel компании Nissan (1984), а также отелей сети Hilton в Брюсселе (1977) и Vista в Вашингтоне (1983).
В 1981 г. парфюмерное подразделение бренда было продано Veuve Cliquot, в 1988 г. конгломерат LVMH приобрёл Givenchy Couture Group. Живанши оставался её креативным директором до 1995 г.
Коллекционировал мебель и предметы декоративно-прикладного искусства 18 в., произведения изобразительного искусства. В 1990-е гг. состоял членом наблюдательного совета аукциона «Кристис» и главой его французского филиала, участвовал в деятельности World Monument Fund France, занимавшийся восстановлением «Огорода короля» в Версале.
Кавалер ордена Почётного легиона (1983).
Племянник – Джеймс Клод Таффен де Живанши (род. 1963), дизайнер ювелирных изделий.