Архитектурный ордер
Архитекту́рный о́рдер (от лат. ordo – порядок), определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной несущей конструкции, их пропорции, структура и художественная обработка.
Архитектурный ордер включает несущие (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и кapниз, в совокупности составляющие антаблемент) части, составляющие гармоничное целое. Ордерные принципы помогают создать тектонически ясный архитектурный образ, выработать соразмерные человеку архитектурные масштабы. Возможности различного (иногда даже условного) применения архитектурного ордера для характеристики древних архитектонических систем (например, стены) во многом обусловливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордера в более поздние исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма).
Несмотря на существование разновидностей колонны в древнеегипетском и минойском зодчестве (например, протодорическая колонна в Древнем Египте), ордерная система, объединяющая тип колонны с определённым решением антаблемента, сложилась только в Древней Греции в 7–6 вв. до н. э., где применялась в строительстве храмов и других сооружений. Основные архитектурные ордера получили названия от греческих племён и областей: дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных архитектурных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. К 5 в. до н. э. относятся и первые упоминания архитектурного ордера в источниках (трагедия Еврипида «Орест»). Типы трёх древнегреческих ордеров подробно описываются в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-я половина 1 в. до н. э.).
В Древнем Риме возникли тосканский ордер (разновидность дорического ордера) и композитный ордер, совмещающий черты коринфского и ионического ордеров; появился колоссальный ордер, охватывающий 2 и более яруса здания. В древнеримскую эпоху и позднее получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр; применялись также ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (ордерными аркадами).
Мало использовавшийся в Средние века ордер вызвал большой интерес архитекторов эпохи Возрождения: античная трактовка архитектурного ордера возродилась в творчестве Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти в 15 в. и впервые получила осмысление как цельная система в архитектурных трактатах Альберти, А. Палладио, Дж. да Виньолы в Италии, Ф. Делорма во Франции и др. Сравнительно вольное употребление ордеров в 15 в. сменилось более строгим их применением в 16 в.
В русской архитектуре ордерные формы широко используются с 18 в.
В 20–21 вв. ордер характерен для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.