Старк Филипп
Старк Фили́пп (Philippe Starck) (род. 18.1.1949, Париж), французский дизайнер.
Интерес к дизайну появился у Ф. Старка уже в детстве под влиянием профессии отца – авиаконструктора Андре Старка (1913–1979). Учился в парижской школе дизайна Ниссим-де-Камондо (1965–1967). В конце 1960-х гг. работал с дизайнером вьетнамского происхождения Квазаром Кханем над надувными предметами мебели, на выставке Salon de l’Enfance в Париже (1969) с успехом показал надувную интерьерную инсталляцию. В том же году началось его сотрудничество с П. Карденом в качестве арт-директора издательского дома этого модельера и проектировщика мебели для выпуска под его маркой. К проектам Старка 1970-х гг. относятся интерьеры ночных клубов La Main Bleue в парижском пригороде Монтрёй (1976) и Les Bains Douches в Париже (1978). На рубеже 1960 – 1970-х гг. основал дизайнерское бюро Starck Product (Ubik, отсылка к названию романа Ф. Дика «Убик», 1969).
Старк – дизайнер с универсальным подходом: его проекты варьируются по масштабу от зубной щётки (щётка с подставкой для Fluocaril, 1989) до суперъяхт (Venus, 2012, предназначалась для С. Джобса; 145-метровая Sailing Yacht A, 2017). Первым крупным заказом был новый дизайн интерьера для апартаментов президента Франции Ф. Миттерана в Елисейском дворце в Париже (рабочий кабинет президента и комната его супруги; проект, 1982; 1983–1984). Затем последовало оформление интерьеров кафе, ресторанов и баров (Café Costes, 1984, и Miss Kō, 2013, в Париже; Teatriz в Мадриде, 1990; магазин хрусталя и ресторан Maison Baccarat в Москве, 2008; Ma Cocotte в Сент-Уэн-сюр-Сен под Парижем, 2012), гостиниц (Royalton, 1988; Paramount, 1990, обе – в Нью-Йорке; Mondrian в Голливуде, 1997; Le Meurice, 2016; 9 Confidentiel, 2018, обе – в Париже; La Réserve Eden au Lac в Цюрихе, 2020, и др.), Гронингенского музея (1993), корпуса Высшей национальной школы декоративных искусств в Париже (1998).
В число архитектурных проектов Старка входит офисное здание Nani Nani (1989) и штаб-квартира пивоваренной компании Asahi Breweries (1989) в Токио, штаб-квартира и дизайн-центр компании Duravit в Хорнберге, земля Баден-Вюртемберг (2004), пристань-марина Порт-Адриано в г. Пальма на о. Мальорка (2012), спа- и фитнес-центр Le Nuage в Монпелье (2014), сборные жилые дома P. A. T. H. (2014, совместно с компанией Riko), отель Lily of the Valley в Ла-Круа-Вальме, близ Сен-Тропе, на Лазурном берегу (2019). В 1999 г. Старк основал вместе с Дж. Хичкоксом агентство YOO, задуманное как коллектив девелоперов, архитекторов и дизайнеров.
В сфере промышленного дизайна Старк обладает репутацией «звезды» и популиста, чьи демократичные и функциональные предметы запоминаются эффектным дизайном и парадоксальными сопроводительными текстами, как в случае с алюминиевой соковыжималкой «Juicy Salif» (1990) для фирмы Alessi: якобы её главная функция не выжимание сока, а предлог для начала беседы с гостями. Работы Старка также производят компании Driade, Kartell, Drimmer, Vitra, Disform, Flos и др. Испытав влияние постмодернизма, Старк любит использовать игривые детали (тёрка для сыра «Mister Meumeu», напоминающая голову коровы, 1992), причудливые формы и яркие цвета. Он уделяет внимание концепции бионизма, т. е. находит вдохновение в живой материи и изобретает технологии, лучше всего подходящие человеку (Gazsi. 2013).
Среди других проектов: чайник «Hot Bertaa Kettle» (1987), барный стул «W. W.» (1990), прозрачные пластиковые стулья «La Marie» (1998) и «Louis Ghost» в стиле Людовика XVI (2000), стул «Masters» (2011, совместно с Ю. Квитлетом; в нём соединены три знаменитые модели стульев – А. Якобсена, Ч. Имза и Ээро Сааринена), созданный при помощи искусственного интеллекта стул «A. I.» (2019). Старк разработал прозрачный смеситель «Starck V Axor» (2014) из закалённого хрусталя, лампы «Ara» (1988) и «Miss Sissi» (1990). Как основу для концепции предметов интерьера он выбирает неожиданные сюжеты: светильники «Guns» (2005) с основанием в виде одной из трёх знаменитых моделей огнестрельного оружия, покрытой 18-каратным золотом (в том числе АК М. Т. Калашникова), мебель «Torquemada» (2017), вдохновлённая орудиями пыток испанской инквизиции. Для фирмы Bacarrat Старк создал дизайн хрустальных люстр «Zenith Noir» (2003) и «Marie Coquine Chandelier» (2011). Тема экологического, ресурсоэффективного дизайна прослеживается в стульях «Zartan» из бамбука (2012), «Broom» из переработанного пластика (2012), обивке для мебели «Croque la pomme» из кожуры и сердцевины яблок (2019).
Старку принадлежит дизайн факела Олимпийского огня для XVI Олимпийских зимних игр в Альбервиле (1992) и дизайн наград (2017) для Игр XXXIII Олимпиады и XVII Паралимпийских летних игр в Париже (запланированы на 2024), которые можно разъединить на четыре части: это позволит спортсменам буквально разделить радость победы, а значит сделает дизайн более человечным и способным вызвать эмоциональную привязанность; эти его черты Старк называет основополагающими для своего творческого подхода.
Другая сфера его интересов – новаторские технологические устройства: Ф. Старк разработал дизайн наушников «Zik» для Parrot (2012–2015), смартфона «Mi Mix 2» для Xiaomi (2017), браслета для пловцов «Dial» для подачи сигнала SOS по заказу французского Национального общества спасения на море (Société Nationale de Sauvetage en Mer, SNSM; 2018), кольца «Aeklys» (2020, совместно с Icare Technologies; заменяет банковские карты, проездные билеты, визитные карточки и т. д.). Проекты транспортных средств, помимо яхт, включают мотоцикл «Super Naked XV» для Voxan (2007) и велосипед «Pibal» (2012, совместно с Peugeot; по заказу муниципалитета Бордо для велопроката). С 2018 г. по заказу компании Axiom Space, которая проектирует первую международную коммерческую космическую станцию, Старк работает над интерьерами жилых гостиничных модулей, которые представляют собой абстрактное «эмбриональное» пространство.
Командор ордена Искусств и литературы (1998). Кавалер ордена Почётного легиона (2000).