Латур Морис-Кантен де
Лату́р Мори́с-Канте́н де, Морис-Кантен де Ла Тур (Maurice-Quentin de La Tour) (5.9.1704, Сен-Кантен – 17.2.1788, там же), французский живописец.
Обучался в Париже у Ж.-Ж. Спёда, К. Дюпуша и Ж. Рету. До 1782 г. работал в Париже; посетил Англию (около 1725), Голландию (1766). Создавал свои произведения в технике пастели – скорее всего, под влиянием Р. Каррьеры (посетившей Париж в 1720–1721), от которой его, впрочем, выгодно отличала способность к быстрой передаче портретного сходства. Первый из известных портретов Латура (Вольтер, 1731; сохранился только в гравюре Ланглуа) принёс ему известность. В 1746 г. Латур избран членом Королевской академии живописи и скульптуры (за портрет Ж. Рету, Лувр, Париж); с 1750 г. он становится «живописцем короля»; в 1737–1765 гг. регулярно выставлялся в Салонах. В 1740-е гг. исполнил серию больших репрезентативных портретов, в которых заметно стремление к глубокой психологической характеристике моделей (среди них – Дюваль д’Эпине, 1745, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; королева Мария Лещинская, 1748, Лувр; маршал граф Мориц Саксонский, 1748, Картинная галерея, Дрезден; маркиза де Помпадур, 1752–1755, Лувр).
С 1750-х гг. Латур изменил круг заказчиков, потеряв интерес к придворной среде и погрузившись в атмосферу интеллектуальной жизни Парижа. В портретах этого времени (Ж. Л. Д’Аламбер, Лувр; Ж.-Ж. Руссо, Музей искусства и истории, Женева; Ж. Б. С. Шарден, 1761, Лувр, и др.), а также в автопортретах (около 1751, Музей Пикардии, Амьен; 1757, Лувр) Латур показывает зрителю не только живое, полное мысли и чувства лицо, но и внутреннюю, душевную жизнь персонажа. Живопись Латура отмечена нежным, жемчужным колоритом, быстрой сменой тёплых и холодных оттенков, как бы пронизана светом. В обширном наследии Латура (около 1200 работ) заметное место занимают рисунки и этюды, в которых ярко проявилась свойственная ему манера поиска нюансов, оттенков выражений. В начале 1760-х гг. художник практически перестал работать. В 1782 г. организовал Королевскую школу рисунка в Сен-Кантене, которой подарил бóльшую часть своих произведений (ныне – в Музее А. Лекюйе, Сен-Кантен).