Гариш Пьер
Гари́ш Пьер (Pierre Guariche) (6.6.1926, Буа-Коломб, близ Парижа – 19.7.1995, Бандоль, департамент Вар), французский дизайнер и декоратор.
Учился в Высшей национальной школе декоративных искусств в Париже (1946–1949) у Р. Габриэля. После выпуска стажировался в мастерской дизайнера М. Гаскуана.
Масштабный жилищный кризис в послевоенной Франции, который решался путём строительства типовых домов с установленным государством минимальным метражом квартир, требовал нового подхода к организации жилых и рабочих интерьеров. Он определил направление деятельности Гариша (разделявшего идею о том, что доступные по стоимости и легко внедряемые в массовое производство предметы дизайна могут существенно улучшить повседневную жизнь французов), а также специализацию мастера (дизайн мебели, разработка способов и форм освещения для современного жилья, оформление интерьеров, где были важны рациональность, стандартизация, эргономичность, функциональная гибкость). Сотрудничал с компаниями Airborne, Steiner, Minvielle, Disderot, Negroni. Первые проекты – мебельный гарнитур «Préfacto» (1950, выпущен в 1953), кресло «FS 105» (1950).
В 1951 г. основал собственную студию, занимавшуюся проблемой обустройства небольших квартир, где нужно было создать комфортные условия и сохранить модернистскую «чистоту» форм. Необходимость в компактных планировках привела к объединению зон столовой и кухни в проектах жилья, что, в свою очередь, потребовало реорганизации стандартных типов мебели: в 1951 г. Гариш представил «Кухню в гостиной» (1951), которую поместил в закрывающийся шкаф. Для столовых-гостиных предлагал лёгкие обеденные столы с откидывающимися частями («Деревянный стол», 1953; «Обеденный стол № 125», 1956), мебельные гарнитуры (для нового жилого массива Вер-Буа в Сен-Дизье, департамент Верхняя Марна, 1953), универсальные стулья («Tulipe», 1953). Разрабатывал модульные системы и комплекты мебели для квартир и офисов, что позволяло создавать единые по стилю пространства: стеллажи «Модульный книжный шкаф» (1951), «Мобильные стеллажи» (1952), «Модульный книжный шкаф для детей» (1954), гарнитуры «Гостиная из лакированного дерева для молодой пары» (1951), «Обеденный уголок для гостиной» (1952), «Гарнитур книжный шкаф – письменный стол» (1958). Автор стула «Coquillage» (1960), кресел «Vampire» (1954), «Vallée blanche» (1963; кресло-шезлонг), «Polaris» (1965), «Mars» (1965), «Luna» (1967), «Fauteuil Jupiter» (1966), рабочих столов «Письменный стол директора» (1955), «Письменный стол для квартиры» (1956). Для создания предметов интерьера Гариш преимущественно использовал новые материалы: стальные трубки, фанеру и дерево, крашеный металл, пластик, полиэстер.
Вместе с М. Мортье и Ж.-А. Моттом основал Atelier de Recherche Plastique (ARP, 1954–1957), специализировавшееся на создании мебели и светильников, оформлении интерьеров. Мастерская показывала свои проекты современного жилища на выставке домашнего хозяйства и интерьера «Salon des Arts Ménagers» («Современный дом», 1955; «Электрический дом», 1955), участвовала в конкурсах на проекты типовой мебели (например, в конкурсе Технического центра дерева, Centre technique du bois, CTB, 1954–1955). Среди проектов Гариша в составе ателье – недорогой и лёгкий в производстве стул «Tonneau» из гнутой фанеры (1954), ставший одной из самых популярных моделей дизайнера.
Креативный директор бельгийской мебельной фабрики Meurop (1960–1968; сотрудничал до 1972), которая выпускала доступную мебель.
Наиболее прогрессивные решения Гариш предлагал для светильников. Пересмотрев традиционную концепцию единого, центрального источника света в помещении, Гариш предложил «локальное» и переносное освещение интерьера. В конструкциях светильников он использовал разнообразные рычаги, кронштейны, шарниры, противовесы. Плафоны преимущественно делались из крашеного металла. Среди моделей (большинство произведено Disderot) – светильники серии «Diabolo» (1950-е гг.), бра («G25», 1952, и др.), светильники на подвесных консолях и кронштейнах («G1», 1951; «G12», 1952), торшеры с ультратонкими основаниями («G23«, 1951, и др.), настольные лампы («G24», 1952 и др.). Особую известность снискал торшер «Cerf-Volant» (с франц. – воздушный змей, также «Kite», «G30», начало 1950-х гг.), напоминающий объекты кинетического искусства: это изящная композиция из стальных трубок с изогнутой металлической пластиной, функционирующей как отражающая поверхность.
С середины 1960-х гг. активно занимался дизайном интерьера, в том числе совместно с Б. Маранжем и А. Марко (1980–1984). Используя как собственную мебель, так и предметы авторства других дизайнеров, Гариш оформлял частные дома и квартиры, а также общественные помещения: рестораны, офисы, магазины и др. Шероховатые бетонные или выкрашенные в белый цвет стены, отражающие свет стекло и пластик, мебель из дерева и металла, а также гамма из серых, молочных и бежевых тонов создавали впечатление сдержанности и даже «брутальности». Мастер экономичных и компактных решений, в интерьере Гариш демонстрировал единство функции, формы и эстетики. Его работы стали одним из символов «Славного тридцатилетия» с его финансовым процветанием.
Среди интерьерных проектов – Дом культуры и молодёжи (1955–1965; здание архитектора Ле Корбюзье) и больница в Фирмини (департамент Луара, 1960), магазины Meurop в Париже (1961, 1963), интерьеры префектуры и совета департамента Эсон в Эври, а также резиденция префекта (1968–1971), офис Национального общества по строительству жилья для рабочих в Париже (Sonacotra; 1972–1973). Единственный архитектурный проект Гариша – вилла для М. Туратье в г. Кретей под Парижем (1957); там же он оформил интерьер здания суда (1976–1978). В 1960–1970-х гг., на фоне бурного развития туризма, работал для горнолыжных курортов: Ла-Плань (департамент Савойя, 1961–1970; интерьеры гостиницы, жилья, часовни и др., а также дизайн кабин подвесной канатной дороги) и Изола-2000 близ Ниццы (1973). Создал интерьеры отеля «Афина» в Бандоле (департамент Вар, 1963–1969; ныне жилой комплекс), холлов гостиницы «Ле Меридьен Этуаль» в Париже (1970–1971).