Руо Жорж
Руо́ Жорж (Жорж-Анри Руо, Georges-Henri Rouault) (27.5.1871, Париж – 13.2.1958, там же), французский живописец, график, сценограф. В 1885–1890 гг. обучался в витражной мастерской; учился в Школе изящных искусств в Париже (1890–1895) у Ж.-Э. Делоне и Г. Моро, который оказал на него большое влияние. Образный мир Руо формировался под воздействием религиозных исканий, общения с Ж.-К. Гюисмансом и Л. Блуа. С 1903–1904 гг. обратился к современной тематике. Один из главных мастеров фовизма, Руо создавал гротескные образы людей дна, бродяг, артистов цирка и т. п., обнажая социальные пороки большого города («Проститутка», 1906, Музей Пти-Пале, Париж, и др.). Продолжая традиции О. Домье, сатирически остро изображал вершителей правосудия, их моральную ущербность («Трое судей», 1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк, и др.). Типы-маски у Руо неизменно олицетворяют некое метафизическое зло, торжествующее в богооставленном мире; разгулу зла противостоят трагические образы Христа и страдающих людей («Голова Христа», 1905, частное собрание).
В 1917–1927 гг. занимался графикой, иллюстрировал книги (в том числе «Цветы зла» Ш. Бодлера, 1927); под впечатлением от событий Первой мировой войны 1914–1918 гг. создал графическую сюиту «Miserere» (опубликована в 1927), посвящённую темам смерти и мученического удела человека на земле. С конца 1910-х гг. религиозная тематика в живописи Руо становится преобладающей. Персонажи Священной истории трактуются им в традициях средневекового искусства (витража, мозаики) – плотные чёрные линии очерчивают контур, внутри которого сияют насыщенные цвета; образы-видения у Руо словно выплывают из некой запредельной глубины, воплощая в себе изначальное противоборство света и тьмы, разрушительного и созидательного начал («Распятие», 1936, частное собрание; «Голова Христа», 1937–1938, Музей искусств, Кливленд; «Вероника», 1945, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Особое место в творчестве зрелого Руо занимает пейзаж – широкие дали с таинственным мерцанием спектральных цветов, выхваченных из мглы лучами заходящего солнца («Христианский ноктюрн», 1952, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Для труппы Русский балет Дягилева оформил балет «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929, хореограф Дж. Баланчин). Работал также в области монументального и прикладного искусства (керамика, витраж, гобелен, эмаль).