Пленэр
Пленэ́р (франц. plein air, буквально – открытый воздух), передача в живописи изменений и градаций цвета изображаемых объектов (пейзажная среда, предметы, люди и т. д.), которые обусловлены воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе изучения натуры в условиях естественного освещения. Предметом её особого внимания становятся цветовые и световые рефлексы, тончайшие модуляции цвета (валёры) в зависимости от природных условий, времени года или времени суток, передача воздушной перспективы, изображение цветных прозрачных теней.
Предвосхищение пленэрной живописи (светлая гамма, чистые цвета, ощущение световоздушной среды и т. д.) можно найти в творчестве некоторых мастеров Возрождения (Пьеро делла Франческа, Х. ван дер Гус, А. Дюрер; проблемы естественного освещения занимают важное место в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи) и художников 17–18 вв. (пейзажи Д. Веласкеса, Я. Вермеера, малых голландцев, Ф. Гварди, А. Ф. Депорта и др.).
Начало пленэризма как системы живописных приёмов связано с творчеством художников 1-й половины 19 в. (Р. Бонингтон, Дж. Констебл, У. Тёрнер в Великобритании, С. Ф. Щедрин и А. А. Иванов в России); в середине 19 в. приверженцами работы на пленэре были мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Популярность живописи на открытом воздухе возросла с появлением масляных красок в тюбиках (1840-е гг.) и переносного мольберта-чемоданчика на ножках (середина 19 в.).
Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли в творчестве мастеров французского импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара, А. Сислея, Ф. Базиля (именно тогда термин «пленэр» получил широкое распространение), позднее – у их последователей и мастеров разных стран мира (художники группы маккьяйоли в Италии, ньюлинской школы в Англии, художественных колоний в Дахау, Ворпсведе и Хаймхаузене в Германии, А. Дерен, А. Марке во Франции и др.). В русской пейзажной живописи 2-й половины 19 – начала 20 вв. к пленэрной живописи обращались В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Живопись на пленэре в искусстве 2-й половины 20 – первой четверти 21 вв. представлена в творчестве Д. Хокни, П. Дойга, А. Лопеса Гарсии и др.
Выражения «пленэрная живопись», «работа на пленэре» синонимичны «живописи на открытом воздухе».