#Искусство Франции 17 в.
Искусство Франции 17 в.
Тег

Искусство Франции 17 в.

Искусство Франции 17 в.
Найденo 8 статей
Вид на Лувр, Париж
Музеи, галереиМузеи, галереи
Лувр
Лувр, памятник архитектуры и музей в Париже. Основан как крепость в конце 12 в., был королевской резиденцией во 2-й половине 14 в., вновь обрёл этот статус в 16 в., тогда же вместил королевскую коллекцию произведений искусства. Многократно перестраивался и расширялся, его современный облик определяют классицистические корпуса 17 в. В 1793 г. открыт как общедоступный Центральный музей искусств. Ныне Лувр – один из крупнейших музеев мира. Его собрание представлено в 8 отделах: египетских древностей; ближневосточных древностей; искусства Древней Греции, этрусков и Древнего Рима; исламского искусства; скульптуры; декоративно-прикладного искусства; живописи; гравюр и рисунков. Филиалы Лувра – Гипсотека в Версале, Музей-квартира Э. Делакруа, «Лувр-Ланс» (в г. Ланс, департамент Па-де-Кале). Особый статус имеет музей «Лувр Абу-Даби» в столице ОАЭ. В составе исторических памятников Парижа комплекс Лувра включён в список Всемирного наследия.
Страны мира. Искусство и архитектура
Франция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Фра́нции. На территории Франции располагался один из главных центров первобытного искусства (Ласко, Карнак и др.). Высокого уровня достигли прикладное искусство и военная архитектура кельтов (галлов), античное искусство в греческих колониях и в римских провинциях (памятники в городах Ним, Оранж, Арль и др.). Французское искусство романского и готического стилей принадлежит к лучшим примерам средневековой культуры Европы. В эпоху Возрождения 16 в. Франция испытала влияние итальянской культуры. Изобразительное искусство и архитектура классицизма, рококо, романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма, авангарда и других направлений с 17 в. вплоть до 2-й половины 20 в. оставались влиятельными образцами для других европейских стран, а с 19 в. – для всего мира; Париж был важнейшим международным центром художественной жизни (парижская школа). В 21 в. искусство Франции развивается в русле глобальных тенденций.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830
Живописцы
Монсу Дезидерио
Монсу́ Дезиде́рио (около 1593 – после 1644), живописец неаполитанской школы, французского происхождения. Родился в Лотарингии. Около 1602 г. переехал в Рим; с 1610 г. жил в Неаполе. Внёс существенный вклад в формирование фантастического пейзажа и архитектурного каприччио, создав наиболее ранние и значительные их образцы. Среди работ: «Вид Неаполя» (около 1620, частная коллекция), «Царь Аса, разрушающий идолов» или «Взрыв в храме» (Музей Фицуильяма, Кембридж), «Путник у ворот города» (1620-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Влияние творчества Д. Монсу оказалось ценным для «романтической» линии в развитии европейского пейзажа (С. Роза); работы высоко ценились мастерами сюрреализма.
Дезидерио Монсу. Архитектурный пейзаж с руиной. 1620-е гг.
Образовательные организации
Королевская академия живописи и скульптуры в Париже
Короле́вская акаде́мия жи́вописи и скульпту́ры в Пари́же (Académie royale de peinture et de sculpture), учреждение в Королевстве Франция. Основано по идее Ш. Лебрена и по петиции художников, преподнесённой регенту Франции Анне Австрийской 20 января 1648 г. Академии были присущи строгая регламентация и иерархия, развитие «большого стиля» и принципов академизма. 22 основателя выбрали 12 старшин по количеству месяцев (среди них – Ф. де Шампень, С. Бурдон, Э. Лесюэр, Ж. Сарразен). Реорганизована в 1665 г., утверждено её главенствующее положение среди других художественных организаций, директором назначен Лебрен. В 1666 г. он основал Французскую академию в Риме. С 1667 г. академия организовывала Салоны (регулярно с 1737), вела обучение искусствам. В 1749–1775 гг. действовала Школа покровительствуемых художников (один из учеников – Ж.-О. Фрагонар) с системой пенсий. За историю академии её членами были 15 женщин (в том числе Э.-С. Шерон, А. Лабиль-Гиар, Э. Виже-Лебрён). К началу 1790-х гг. насчитывала около 90 членов. В ноябре 1792 г. Ж.-Л. Давид направил ходатайство Конвенту, и 8 августа 1793 г. академия была распущена. Ей на смену пришли Народное республиканское общество искусств и Класс литературы и искусств Института Франции.
Искусство
Графики
Калло Жак
Калло́ Жак (1592–1635), французский гравёр и рисовальщик. Учился в Нанси, Риме. С 1611 г. – во Флоренции, где А. Темпеста обучил Калло технике офорта. Оформлял праздники и представления при дворе герцогов Медичи. Изобрёл новую разновидность офорта – т. н. технику твёрдого лака (франц. vernis dur), впервые применённую им при создании серии «Каприччи» в 1617 г. С 1621 г. в Нанси, придворный художник герцога Лотарингского Карла IV. Калло – автор около 1500 гравюр. Для офортов Калло характерно сочетание панорамы с мельчайшей деталью, реальности с гротеском и иронией. Основные темы офортов Калло: театр и комедия дель арте (серия «Три Панталоне», 1618–1620; «Балли ди Сфессания», 1622, и др.), религиозные сюжеты («Искушение св. Антония», 1634–1635, и др.), военные действия и осмысление последствий войны («Осада Бреды», 1627; «Бедствия войны», 1633, и др.), реалистические сюжеты (серия «Каприччи», 1617, и др.), панорамы («Ярмарка в Импрунете», 1619–1620) и т. д.
Жак Калло. Искушение святого Антония. Флоренция. 1634–1635
Произведения графики
«Для удовлетворения любопытства любителей куриозов»: кто изображён на так называемом портрете Лжедмитрия II?
«Для удовлетворения любопытства любителей куриозов»: кто изображён на так называемом портрете Лжедмитрия II? Сохранилось несколько портретов начала 17 в., дающих наглядное и в целом достоверное представление о том, как же выглядел Лжедмитрий I – самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606 гг. Однако облик его не менее знаменитого преемника по самозванческой интриге – Лжедмитрия II – не был запечатлён современными ему художниками.
История
Архитекторы, градостроители
Лево Луи
Лево́ Луи́ (1612 или 1613–1670), французский архитектор; один из создателей стиля французского классицизма 17 в. Проектировал особняки парижской знати (отель Ламбер, 1639–1642). С 1654 г. «первый архитектор короля». Участвовал в строительстве Лувра (1654–1670); входил в назначенный Ж.-Б. Кольбером «малый совет», разрабатывавший восточный фасад Лувра. В сотрудничестве с Ш. Лебреном и А. Ленотром создал ансамбль замка Во-ле-Виконт (1656–1661) и руководил первым этапом перестройки Версальского дворца. Автор Коллежа четырёх наций в Париже (1662–1670; строился до 1688; ныне Институт Франции).
Луи Лево. Здание Коллежа четырёх наций, Париж. 1662–1688
Живописцы
Ларжильер Никола де
Ларжилье́р Никола́ де (1656–1746), французский живописец. Пользовался покровительством Ш. Лебрена. Член Королевской академии живописи и скульптуры (1686), канцлер (с 1733), директор (1734–1735 и 1738–1742) и ректор (1735–1738) академии. Автор портретов (всего около 1500) представителей парижского высшего общества («Камергер де Монтаргю», Картинная галерея, Дрезден), духовенства, финансистов, писателей и художников, женских портретов, наделённых изяществом и очарованием («Красавица из Страсбура», 1703, Музей изящных искусств, Страсбур). Интимные портреты Ларжильера отмечены точностью индивидуальных характеристик («Наставник и ученик», 1685, Национальная галерея искусств, Вашингтон, и др.).
Никола де Ларжильер. Портрет художника и его семьи. 1704