Готье Жан-Поль
Готье́ Жан-Поль (Jean-Paul Gaultier; Жан-Поль Виктор Рауль Готье, Jean-Paul Victor Raoul Gaultier) [род. 24.4.1952, Аркёй, департамент Сена (ныне Валь-де-Марн), по другим данным, Баньё, департамент Сена (ныне О-де-Сен)], французский дизайнер одежды.
С детства интересовался модой, особенно после просмотра фильма «Дамские тряпки» («Falbalas», 1945, режиссёр Ж. Бекер) о молодом модельере-обольстителе; мастерил наряды для игрушек, а также для матери и бабушки. Некоторое время учился в школе при Парижском синдикате высокой моды, однако оставил учёбу, предпочтя стажировку в качестве ассистента П. Кардена с 1970 г. В 1971–1973 гг. работал в модных домах Ж. Эстереля и Ж. Пату, в 1974–1975 гг. управлял бутиком Кардена в Маниле.
В 1976 г. Готье показал первую женскую коллекцию прет-а-порте, а в 1982 г. основал собственный дом моды Jean Paul Gaultier, в котором должность директора занял Ф. Менюж, бизнес-партнёр Готье. Мужская линия одежды появилась в 1984 г., с 1997 г. создавалась линия от-кутюр. В 1986 г. в Париже открылся салон Jean Paul Gaultier.
Эклектичный стиль Ж.-П. Готье отличает свободное смешение разнообразных источников вдохновения: флотской униформы, традиционной одежды представителей разных народов и религий (одежда ортодоксальных евреев – осень/зима 1993–1994, костюмы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока – осень/зима 1994–1995) и субкультур (панк- и рок-культуры: «Les Rock Stars», осень/зима 1987–1988; «Flower Power et Skinheads», осень/зима 1997–1998), татуировок традиционных культур (весна/лето 1994; все – прет-а-порте), образов танцовщиц кабаре («Punk Cancan», весна/лето 2011; от-кутюр). Готье экспериментировал с европейским костюмом разных исторических эпох (16 в., декаданс рубежа 19–20 вв. в коллекции от-кутюр весна/лето 1997), наследием авангардизма (дадаизм – весна/лето 1983, конструктивизм – осень/зима 1986–1987) и оп-арта (осень/зима 1995–1996 с элементами киберпанка), узнаваемым образом Ф. Кало (весна/лето 1998; все – прет-а-порте), иконографией Непорочного зачатия Девы Марии (весна/лето 2007), искусством сюрреализма (осень/зима 2006–2007; обе коллекции от-кутюр). Экстравагантные и фантазийные коллекции, показы-спектакли с танцующими моделями, сотрудничество с моделями неконвенциональной внешности (А. Пежик, М. Принг, Бет Дитто и др.) закрепили за Готье статус «звезды» и «enfant terrible» мира моды. При этом работы Готье отличает ма́стерская техника кроя и высокие требования к качеству шитья.
Характерный приём дизайнера – включение традиционно мужских предметов одежды в женские наряды и наоборот. Так, фирменным знаком женских коллекций Готье стала тельняшка, мотив которой повторялся в виде кофт, блуз, плащей, юбок, костюмов, платьев от-кутюр. В мужские образы Готье вводил корсеты и юбки, представляя их как органичную деталь гардероба: надев её, мужчина может выглядеть празднично, повседневно, нарочито брутально или романтично (коллекции «L’Homme Objet», весна/лето 1984; «Et Dieu Créa l’Homme», весна/лето 1995 и др.). В модных показах Готье (например, весенне-летние коллекции от-кутюр 1997 и 1998) одновременно участвовали и мужчины, и женщины; этим дизайнер размывал гендерные границы в моде. Под маркой «Jean Paul Gaultier» также выпущены парфюмерные композиции «Classique» (1993) и «Le Male» (1995) с флаконами в виде женского и мужского торса.
Атрибутом женской сексуальности для Готье часто становились туго застёгнутые корсеты и бюстгальтеры с чашечками-конусами (англ. cone-bra; ещё в детстве дизайнер одевал плюшевую медведицу Нана в картонный бюстгальтер подобного кроя). Платье с таким лифом появилось в коллекции осень/зима 1984–1985 гг., но стало визитной карточкой Готье только после выступлений в нём Мадонны в рамках гастрольного тура «Blond Ambition» (1990).
В 2003–2010 гг. Ж.-П. Готье занимал должность креативного директора дома моды Hermès после ухода с этого поста М. Маржелы. В коллекции весна/лето 2011 г. дизайнер сделал акцент на образе женщины-амазонки, отсылая к фирменному стилю модного дома. Реализовал ряд проектов совместно с другими компаниями: лимитированные серии бутылок для Evian (2008) и Coca-Cola (2012), коллекции одежды, обуви и аксессуаров, разработанные вместе с Dr. Martens, Levi’s, Supreme, Wolford и другими известными брендами, коллекции обоев и текстиля совместно с фирмой Lelièvre (с 2012).
Осенью 2014 г. состоялся показ последней коллекции прет-а-порте «Election de Miss Jean Paul Gaultier» (весна/лето 2015), после которой дизайнер занимался только коллекциями от-кутюр. В 2018 г. Готье поставил автобиографический мюзикл «Fashion Freak Show», премьера которого прошла в том же году в парижском кабаре «Фоли-Бержер». Одновременно снимался в документальном фильме «Жан-Поль Готье, с любовью» («Jean Paul Gaultier: Freak & Chic», 2018, режиссёр Я. Леноре), в который вошли кадры подготовки мюзикла. В 2020 г. Ж.-П. Готье завершил карьеру прощальным шоу, для которого им были отобраны архивные модели своего модного дома. Тогда же сохранивший пост президента фирмы Готье предложил новую концепцию, согласно которой каждый год коллекции от-кутюр создаются новым приглашённым дизайнером. Первой героиней проекта стала японский дизайнер одежды Абэ Титосэ.
Страстный поклонник кинематографа, Ж.-П. Готье сыграл более 60 ролей камео в художественных фильмах и сериалах. Создал костюмы для кинолент «Повар, вор, его жена и её любовник» (1989, режиссёр П. Гринуэй), «Кика» (1993, режиссёр П. Альмодовар), «Город потерянных детей» (1995, режиссёр М. Каро), «Пятый элемент» (1997, режиссёр Л. Бессон), «Дурное воспитание» (2004) и «Кожа, в которой я живу» (2011; оба – режиссёр П. Альмодовар), для балетов «Дефиле» (1985), «Фасад» (1993; оба – хореография Р. Шопино) и «Белоснежка» (2008, хореограф-постановщик А. Прельжокаж). Также записал собственный музыкальный клип «How to do that» (1988), разрабатывал сценические костюмы для К. Миноуг, М. Мэнсона, М. Фармер, участников рок-группы Nirvana. Создатель (совместно с А. де Коном) и ведущий (1993–1996, в отдельных сериях – до 2016) сатирического шоу «Eurotrash» на британском телевизионном канале Channel 4.
Кавалер ордена Почётного легиона (2001).