Матисс Анри
Мати́сс Анри́ (Анри Эмиль Бенуа Матисс, Henri Émile Benoît Matisse) (31.12.1869, Ле-Като, ныне Ле-Като-Камбрези, департамент Нор – 3.11.1954, Ницца), французский живописец, график, скульптор, сценограф.
Получив диплом юриста, в конце 1880-х гг. работал адвокатом в Сен-Кантене. Рисовать начал в 1890 г. В 1891 г. переехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана у В. Бугро, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств (1895–1898) у Г. Моро. Копировал старых мастеров в Лувре; в ранних натюрмортах подражал малым голландцам и Ж. С. Шардену («Бутылка схидама», 1896, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – ГМИИ, Москва). Под влиянием знакомства с живописью импрессионистов, постимпрессионистов и У. Тёрнера (в Лондоне в 1898) его палитра начала высветляться, цвета обрели интенсивность: «Скалы и море» («Бель-Иль», 1897, частное собрание), «Нотр-Дам» (около 1901, Галерея Тейт, Лондон) и др. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись П. Сезанна («Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Познакомившись с П. Синьяком в 1904 г., освоил приёмы дивизионизма («Роскошь, покой и наслаждение», 1904–1905, Центр Помпиду, Париж). В середине 1900-х гг. вокруг Матисса сложилась группа художников, заявившая о себе на выставках 1905–1906 гг. и получившая название фовистов. В картинах Матисса этого времени яркие цвета наносились энергичными взмахами кисти, натурная форма утрачивала отчётливость в бурлящей красочной материи («Женщина в шляпе», 1905, частное собрание; «Вид Коллиура», 1905, Музей искусств, Копенгаген; вариант – Эрмитаж).
В 1908 г. Матисс открыл в Париже собственную учебную мастерскую, опубликовал «Заметки живописца» («Notes d’un peintre»), где изложил свои представления «об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном». Зрелое творчество Матисса обнаружило его увлечения африканской скульптурой, итальянским кватроченто (посетил Италию в 1907), персидской миниатюрой и искусством мусульманского Востока в целом (особенно после поездки в Алжир в 1906 и посещения выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). В работах конца 1900-х – начала 1910-х гг. Матисс достиг гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: обширные цветовые плоскости, заключённые в чёткий контур; линия, обретшая выразительность арабески. Добиваясь синтеза живописных элементов в их предельной интенсивности, художник строил композиции из «развеществлённых» визуальных феноменов – чистого, насыщенного цвета и форм, лишённых объёма, тяжести, фактуры.
Объёмные предметы и узоры ковров, обоев, сосудов зрительно уравнивались, взаимодействовали как эквивалентные сгустки оптической энергии: «Статуэтка и вазы на восточном ковре» (1908, ГМИИ), «Красная комната» («Десерт. Гармония в красном», 1908), «Натюрморт с голубой скатертью» (1909; обе – Эрмитаж). К числу шедевров этого времени относятся панно «Танец» и «Музыка», созданные в 1910 г. для московского особняка С. И. Щукина (ныне в Эрмитаже). В этих декоративных композициях, решённых в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зелёного и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывалась в двух аспектах – дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности.
В 1909 г. Матисс поселился в Иси-ле-Мулино. В его изображениях интерьеров возникали сложные переплетения реальности и иллюзии: картины и скульптуры словно оживали, начиная взаимодействовать с окружением («Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Мастерская художника», 1911; «Красные рыбы», 1912; «Настурции. Панно "Танец"», 1912, все – ГМИИ). Посещение бывших мавританских городов Испании (зимой 1910–1911) и Марокко (1912–1913) оставило глубокий след в творчестве Матисса; усложняя пространственные решения, он органично включал экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (триптих «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе» и «Вход в Касбу», 1912, ГМИИ; «Арабская кофейня», 1913, Эрмитаж; и др.). В некоторых работах Матисс использовал приёмы кубизма («Портрет жены художника», 1913, Эрмитаж). В октябре 1911 г. Матисс посетил Санкт-Петербург и Москву.
В период Первой мировой войны 1914–1918 гг. состояние глубокой эмоциональной подавленности выразилось у Матисса в сумрачных, аскетичных полотнах («Вид на Нотр-Дам», Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Балконная дверь в Коллиуре», Центр Помпиду; обе 1914). Опыт почти абстрактного геометризма подвёл Матисса к новым решениям интерьерных композиций: дверные проёмы, оконные рамы, карнизы, балконные решётки, которые делили пространство на пересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивали поверхность картины («Окно», 1916, Институт искусств, Детройт; «Художник и модель», 1917, Центр Помпиду).
С 1918 г. Матисс работал преимущественно в Ницце. В его живопись вернулась радостная тональность залитых солнцем интерьеров, пышных букетов, экзотических орнаментов. В 1920-х гг. одной из его излюбленных тем стали «одалиски»: женские фигуры, обнажённые или одетые в восточные костюмы, окружённые многоцветным узором ковров, занавесей, сосудов («Одалиска в красных шароварах», 1921, Центр Помпиду; и др.). В 1925 г. Матисс посетил Юг Италии, в том числе Сицилию; в 1930 г. он провёл три месяца на Таити; в том же году, находясь в США, получил заказ на декоративное панно для Фонда Барнса в Мерионе (близ г. Филадельфия). С начала 1930-х гг. Матисс всё большее внимание уделял графике – рисунку пером, офорту, литографии. В его живописи усилилось графическое начало: фигуры очерчивались гибкими, широко скользящими линиями, фактура обретала лёгкость, прозрачность, узор обозначался короткими штрихами, иногда процарапывался в красочном слое («Розовая обнажённая», 1935, Музей искусств, Балтимор; «Дама в синем», 1937, Музей искусства, Филадельфия). Матисс создал оформление для постановок балетов «Песнь соловья» на музыку И. Ф. Стравинского (1920, Русский балет Дягилева) и «Красное и чёрное» на музыку Д. Д. Шостаковича (1939, Русский балет Монте-Карло; оба – хореограф Л. Ф. Мясин); в 1935–1936 гг. выполнил несколько картонов для ковров. В 1930–1940-х гг. Матисс также активно занимался оформлением книг («Поэзия» С. Малларме, 1932; «Пасифая» А. де Монтерлана, 1944; «Цветы зла» Ш. Бодлера, 1946; «Избранная любовная лирика» П. де Ронсара, 1948; «Поэмы» Карла Орлеанского, 1950).
В 1939 г. Матисс переехал в Ниццу; с 1943 г. жил преимущественно в Вансе. В 1941 г. перенёс тяжёлую операцию. Будучи прикованным к постели, разработал в 1943 г. новую живописно-графическую форму декупажей – композиций, созданных путём наклеек, вырезанных из окрашенной гуашью бумаги. Из декупажей возник альбом «Джаз» (издан в 1947). Этим методом Матисс создавал эскизы для витражей, керамических панно, ковров, а также крупные станковые работы – «вырезанные картины»: «Полинезия. Море» (1946); серия «Синие обнажённые» (1952; все – Центр Помпиду); «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель). В поздней живописи маслом Матисс продолжал развивать тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф). Композиции с женскими моделями обретали особую интимность, цвет насыщался светом, предметы словно впитывали в себя спектральный состав световоздушной среды («Две девушки. Коралловый фон, голубой сад», «Молчание в домах», обе – 1947, частные собрания).
Скульптура, которой Матисс занимался с 1900 г., служила ему подспорьем в живописи, способом изучения абрисов объёмной формы; развороты фигур формировали сложное переплетение контурных линий («Лежащая обнажённая I», 1907, Музей искусств, Балтимор; «Две негритянки», 1908, Музей Хиршхорн и Сад скульптур в составе Смитсоновского института, Вашингтон; «Серпантин», 1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Воспринятая от О. Родена импрессионистическая проработка поверхности создавала впечатление размягчённости, текучести формы. В сериях маленьких фигурок этюдного типа форма последовательно упрощалась, сводилась к лаконичным объёмам (четыре рельефа «Обнажённая со спины», 1908–1931; «Голова Жанетты», пять версий, 1910–1916; все – Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Генриетта», три версии, 1925–1929, Эрмитаж и Национальная галерея Канады, Оттава).
Итоговой работой Матисса стал ансамбль Капеллы Чёток (Капеллы Розария) в Вансе, департамент Приморские Альпы (1947–1951) – целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. Основой образного решения служил контурный рисунок на белом фоне стен (фигуры Марии с Младенцем, святого Доминика, сцены Страстей). Сине-жёлтые витражи окрашивали лучи света, проникавшие в капеллу, создавая цветные пятна на полу и стенах. Золотистый алтарь, лёгкие светильники гармонично завершали ансамбль, который сам художник считал наиболее совершенным воплощением своих эстетических идеалов.
В 1952 г. в Ницце был открыт Музей Матисса.