Ора-Ито
Óра-И́то (Ora-Ïto; Ора Ито, Ora Ïto; имя при рождении Паскаль Ито Морабито, Pascal Ito Morabito) (род. 3.4.1977, Марсель), французский промышленный дизайнер.
Его мать – Кароль Браун, дизайнер ювелирных украшений; отец – Паскаль Морабито (род. 1945), дизайнер ювелирных украшений, скульптор и художник, и тётя (сестра отца) – дизайнер Жаклин Морабито, происходят из семьи ювелиров итальянского происхождения; муж Жаклин – Ив Байар (1935–2008), архитектор.
В 1995 г. Ора-Ито поступил в Школу творчества и дизайна (ныне Creapole) в Париже, но не закончил обучение. Сотрудничал с дизайнером обуви Р. Вивье.
Желая заявить о своей творческой независимости, в конце 1990-х гг. взял псевдоним-анаграмму Ора-Ито и основал дизайнерское бюро Ora-Ïto. Тогда же он опубликовал в журналах Crash и Jalouse компьютерные визуализации выдуманных объектов, выдавая их за реальные товары таких крупных брендов, как Louis Vuitton, Bic, Apple, Nike. Читатели захотели приобрести их, и ряд компаний предложили Ора-Ито сотрудничество. В 2000 г. выставка его работ «Futurspective 1.0» прошла в Музее декоративных искусств в Париже.
Для ранних работ Ора-Ито характерно ироничное обращение с формой. Он придумал дизайн круглой бутылки в форме атома кислорода для компании OGO, производителя питьевой воды с высокой концентрацией кислорода (2000). По заказу компании Heineken разработал дизайн пивной бутылки Paco, выполненной из алюминия, но повторяющей вид стеклянной тары (2002); представил её обновлённую версию Iconik (2006, Центр Помпиду, Париж).
Работам Ора-Ито присущи лаконичные формы, чёрно-белая цветовая гамма, использование хромированных поверхностей: светильники для Artemide (2005–2010; например, «One Line Led», 2005, Центр Помпиду), сантехническое оборудование для Supergrif (2008), кухонная техника для Gorenje (2008), кухонная утварь для Guzzini (2013).
Дизайн мебели Ора-Ито вдохновлён представлениями о космических интерьерах: сложенное из цельного листа полиуретана кресло «Oра-Гами», как будто парящее в воздухе (2009); коллекция мебели «НЛО» (2013–2015), вдохновлённая абстрактными скульптурами М. Пан; ванный гарнитур «Галька» (2015), одновременно похожий на обточенные водой камни и произведение абстрактного искусства; мраморное кресло-шезлонг «Венера» (2017). Прототипы автомобилей для Citroën также напоминают космические аппараты (Evo Mobil, 2010; «НЛО», 2011).
В 2014 г. дизайнер запустил линию наушников и аксессуаров для цифровых устройств «Мобильность», в которой особое внимание уделил приятным на ощупь тканевым вставкам. В том же году представил кроссовки с накладками из фанеры – отсылка к креслу-шезлонгу из дерева и кожи Ч. и Р. Имзов (1956); Ора-Ито назвал эту пару обуви Nikeames (от названия компании Nike и фамилии Eames), как бы предлагая спортивному бренду прототип для производства.
Свой подход дизайнер описывает термином simplexity (от англ. simple – простой и complex – сложный), который он трактует как умение делать сложные вещи простыми: за ясными по форме и функциям предметами скрывается кропотливая работа (Vision / Ora-ïto). Например, для изготовления стула «Ico» (2016, Центр Помпиду) потребовалось 4 года и 20 прототипов.
Среди многочисленных компаний, с которыми сотрудничает Ора-Ито, – производители мебели Scavolini, B&B Italia, Roche Bobois, Steiner, Frighetto, Dunlopillo, кухонной утвари Aubecq, столовых приборов Christofle (канделябр «Arborescence», 2009, Центр Помпиду), оптики Morel, парфюмерии Guerlain, Okaïdi и др.
Оформил интерьеры клуба Le Cab (2003), шоу-рума Toyota (2004) и отеля Hôtel O (2013) в Париже.
Ора-Ито начинал как коммерческий дизайнер, однако, обеспокоенный проблемой перепроизводства, в середине 2010-х гг. занялся социальными проектами. В 2010 г. он отреставрировал приобретённую им террасу на крыше «жилой единицы» архитектора Ле Корбюзье (1947–1952) в Марселе, где в 2013 г. основал художественный центр MAMO; его название образовано из первых букв слов «Марсель» и «модулор», а также обыгрывает аббревиатуру Музея современного искусства в Нью-Йорке на английском языке – MoMA. Ежегодно крыша здания превращается в выставочную площадку, подобно тому как в 1960-х гг. там проходили выставки Н. Шёффера, И. Кляйна, Ж. Тенгели и др. Среди художников, которых Ора-Ито приглашал к созданию проектов в русле site-specific art, – К. Вейан (2013), Д. Бюрен (2014), Д. Грэм (2015), Ф. Варини (2016), Ж.-П. Рейно (2017), О. Моссе (2018), А. Изрейел (2019), Invader (2020), Zevs (2021), Д. Аршам (2022).
Интересуясь темой мобильности, Ора-Ито разработал дизайн бесконтактного трамвая нового поколения для Ниццы, заряжающегося на остановках «от земли» (2019), и новых вагонов для метро Марселя (2021).
С начала 2020-х гг. готовит к открытию экологический центр, посвящённый защите окружающей среды. Проект предполагает строительство музея, исследовательского центра и учебного кампуса на месте приобретённого Ора-Ито в 2006 г. форта Бригантен на о. Ратоно близ Марселя. В 2021 г. проект стал частью государственной программы «Операция Одиссей» по сохранению средиземноморской экосистемы.
Кавалер ордена Искусств и литературы (2011).