Леже Фернан
Леже́ Ферна́н (Fernand Léger) (4.2.1881, Аржантан, департамент Орн – 17.8.1955, Жиф-сюр-Ивет, департамент Сена и Уаза), французский живописец, график, сценограф, керамист.
Обучался профессии архитектора в Кане (1897–1899), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж.-Л. Жерома и Г. Феррье и в академии Жюлиана. Жил в Париже. Поселившись в 1908 г. в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». В его работах рубежа 1900-х – 1910-х гг. натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В живописи 1913–1914 гг. механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913, и др.).
Во время Первой мировой войны в 1914–1916 гг. Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. В 1918–1920 гг. творчество Леже сближается с абстракционизмом: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технические системы («Диски», 1918, Центр Помпиду, Париж); в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919, Музей искусства, Филадельфия). Леже сформулировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения.
В 1920 г. Леже познакомился с А. Озанфаном, Ле Корбюзье, П. Мондрианом и Т. ван Дусбургом. Увлечённый проблемами синтеза искусств, в 1920-х – 1930-х гг. участвовал в разработке многих проектов в сфере архитектуры, дизайна, сценографии, книжной графики. В 1924 г. вместе с Озанфаном основал Академию современного искусства (позднее присоединились М. Лорансен и А. А. Экстер); оставался её директором до 1939 г. В 1932–1935 гг. преподавал в академии «Ла Гранд-Шомьер». Начиная с середины 1920-х гг. в живописи Леже образы людей утрачивают сходство с роботами, трактуясь в стилистике, близкой наивному искусству («Чтение», 1924, Центр Помпиду, Париж). Опыт работы в кино («Механический балет», 1924) привёл к созданию серии своеобразных «монтажных» композиций («Джоконда и ключи», 1930, Национальный музей Ф. Леже, Бьо).
В 1930-е – 1940-е гг. Леже много путешествовал, работал как художник-монументалист: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке 1935 г. в Брюсселе, живописное панно для Всемирной выставки 1937 г. в Париже, росписи апартаментов Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935–1939, Художественный музей, Дюссельдорф, и др.). В 1940–1945 гг. Леже жил в США; в 1940–1941 гг. преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941, Художественный институт, Чикаго).
Вернувшись после Второй мировой войны во Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда, изображения праздников («Большой парад», 1954, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк). Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947–1949), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954). Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики.
После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич; 1904–1982), и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете.