Леду Клод-Никола
Леду́ Клод-Никола́ (Claude Nicolas Ledoux) (21.3.1736, Дорман, Шампань – 19.11.1806, Париж), французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры (1773).
Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749–1753), в архитектурной школе Ж. Ф. Блонделя, затем – у Л. Ф. Труара. В 1762 г. оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился; декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764–1770), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764) и возведением моста Прежибер (около 1770, оба – в Ролампоне). Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля д’Алльвиль (1766) в квартале Маре в духе классицизма. Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возвёл отели Монморанси (1769–1771) и Гимар (1769–1772; оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769–1774) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770–1771).
В 1771 г. Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 г. занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях), исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б. Пиранези, в частности на его изображения храмов в Пестуме, а также продолжал линию упрощения и геометризации классической архитектуры. С 1775 г. Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775–1784; интерьер не сохранился), и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776–1792; реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в 19 в.).
Влияние Дж. Б. Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778–1781; не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784–1789) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы д’Анфер, дю-Трон, Ла-Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки.
С 1775 г. Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества; в 1804 г. опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («L’Architecture considerée sous le rapport de l’art, des mœurs et de la législation»; задуман как 5-томный, написан только 1-й том; в 1847 и 1991 гг. изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвинул идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца 18 – 1-й половины 19 вв. (Ж.-Ф. Тома де Томон, Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, Дж. Гэндон и др.), а также на различные архитектурные течения 20 в. (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм).