Историзм (архитектура)
Истори́зм, направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 19 – начала 20 вв., основанное на обращении к стилям прошлого, которые рассматриваются как равноценные. Таким образом, историзм отличался стилевым плюрализмом – в отличие от предшествовавшего ему классицизма, основывавшегося только на античных образцах. Получил широкое распространение главным образом в Европе, а также в колониальных владениях европейских держав, в США, Латинской Америке, Японии и др.
Архитекторы историзма использовали элементы национального наследия (английского, германского, русского Средневековья), Античности или Возрождения во всей их полноте, вплоть до имитации знаменитых построек прошлого. Имитировались такие памятники прошлых эпох, как Парфенон в Афинах (комплекс «Вальхалла» под Регенсбургом, 1830–1842, архитектор Л. фон Кленце), лоджия деи-Ланци во Флоренции (Зал полководцев в Мюнхене, 1841–1844, архитектор Ф. фон Гертнер; парадное крыльцо Владимирского дворца в Санкт-Петербурге, дворец строился в 1867–1868, архитектор А. И. Резанов и др.), Дмитриевский собор во Владимире (церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и Святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге, т. н. Спас-на-Водах, 1910–1911, архитектор М. М. Перетяткович; разрушена в 1932) и т. д.
В западном искусствознании вслед за австрийской исследовательницей Р. Вагнер-Ригер принято выделять три этапа развития этого направления в архитектуре: романтический историзм (1840 – 1870-е гг.), строгий историзм (1870-е гг. – 1890), поздний историзм (после 1890). Первый этап характеризовался упадком классицизма и отходом от его строгих канонов: на смену ему пришли разнообразные исторические стили, истоки которых лежали как на Западе (неороманский стиль, неоренессанс), так и в других регионах (мавританский стиль, неовизантийский стиль), причём допускалось сочетание стилистически чуждых друг другу декоративных мотивов для создания необходимого впечатления (Дворец правосудия в Брюсселе, 1866–1883, архитектор Ж. Пуларт). К концу романтического этапа сложилось представление о соответствии определённых исторических стилей функциям построек. Например, для культового зодчества характерно преимущественное использование неоготики, неороманского или неовизантийского, в России – русско-византийского стиля: церковь Троицы в Бостоне (1872–1877, архитектор Г. Х. Ричардсон), церковь Вотивкирхе в Вене (Обетная церковь; 1856–1879, архитектор Г. фон Ферстель), храм Христа Спасителя в Москве (1839–1883, архитектор К. А. Тон). Мотивы средневекового искусства широко использовались в оформлении интерьеров (внутренние пространства Вестминстерского дворца в Лондоне, 1840–1870, архитектор О. Пьюджин совместно с Ч. Бэрри и Э. Бэрри).
На втором этапе, в противовес субъективизму романтического историзма, архитекторы стремились к корректному с точки зрения истории искусства комбинированию декоративных элементов. В Европе преобладающим историческим стилем стал неоренессанс (здание Дрезденской оперы, 1871–1878, архитектор Г. Земпер). В оформлении интерьеров предпочтение отдавалось пышным формам барокко и рококо (покои императрицы Елизаветы на Вилле Гермеса в Вене, около 1882, оформитель – художник Х. Макарт). На основе археологических, искусствоведческих и этнографических исследований делались попытки создать новый архитектурный стиль, часто имеющий выраженные национальные черты: русский стиль в России [здание Исторического музея в Москве, 1875–1883, архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семёнов; храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1883–1907, архитекторы А. А. Парланд, архимандрит Игнатий (Малышев)], неомануэлино в Португалии и её колониях, в том числе бывших: вокзал Росиу в Лиссабоне (1886–1890, архитектор Ж. Луиш Монтейру), Королевская португальская библиотека в Рио-де-Жанейро («Королевский португальский кабинет для чтения»; 1880–1887, архитектор Р. да Силва-и-Каштру) и др. В проектах, создававшихся для колоний, широко использовались местные архитектурные традиции (Музей Альберт-холл в Джайпуре, 1876–1887, архитектор С. С. Джейкоб).
Архитектура позднего историзма тяготела к монументальности и масштабности, часто использовались мотивы стиля барокко (Ратуша в Белфасте, 1898–1906, архитектор А. Б. Томас; купальня «Сеченьи» в Будапеште, 1909–1913, архитектор Д. Циглер), постройки отличала более свободная по сравнению с предшествующим периодом трактовка декоративных мотивов, отказ от строгого следования принципам симметрии в планировке зданий, использование растительных орнаментов, характерных для возникшего в этот период стиля модерн.
Упадок историзма начался с конца 1890-х гг., но в некоторых странах его влияние прослеживается до 1950-х гг.: стиль неомудехар в Испании (арена для боя быков «Лас-Вентас» в Мадриде, 1922–1931, архитектор Х. Эспелиу), неоиспанский колониальный стиль и неостиль испанских миссий в США, Мексике, Австралии (кинотеатр «Плаза» в Сиднее, 1929–1930, архитектор Э. Хит), неосредиземноморский стиль в США (Ратуша в Пасадине, 1927, архитекторы Дж. Бейкуэлл-младший, А. Браун-младший), неомайянский стиль в США и Мексике (кинотеатр «Майан» в Лос-Анджелесе, 1927, архитектор С. О. Клементс), индо-сарацинский стиль в Британской Индии (триумфальная арка «Ворота Индии» в Мумбаи, 1913–1924, архитектор Дж. Уиттет), «стиль императорской короны» в Японии (главный корпус Национального музея в Токио, 1932–1938, архитектор Ватанабэ Дзин), архитектура традиционализма в Нидерландах и Скандинавии (Ратуша в Стокгольме, 1923, архитектор Р. Эстберг) и т. д.
В 1980-х гг. возникло течение неоисторизма (также характеризуется как постмодернистский историзм), цель которого, в отличие от историзма 19 – начала 20 вв. – не точное следование историческим образцам, а создание атмосферы исторического города через стилизацию: реконструкция площади Ноймаркт в Дрездене (с 2005), отель Adlon в Берлине (1995–1997, архитектурное бюро Patzschke & Partner), комплекс PPG Place в Питтсбурге (1981–1984, архитекторы Ф. Джонсон, Дж. Бёрджи) и др.
В российском искусствознании термин «историзм» часто используется как синоним понятия эклектика, однако некоторые исследователи (например, Е. И. Кириченко) рассматривают историзм как этап развития архитектуры 19 в., пришедший эклектике на смену.
Декоративно-прикладное искусство историзма воспроизводило формы и техники разных эпох и стран: Древнего Египта и античности (ювелирные украшения А. Кастеллани и Ф. П. Кастеллани), Средних веков и Возрождения («Щит веры», золото, серебро, эмаль, оникс, хризопраз, 1842–1847, по проекту архитектора Ф. А. Штюлера, Королевская коллекция, Виндзорский замок), стран Востока (А. Фализ, П. Сулоага).
В широком смысле под термином «историзм» понимают тенденцию к художественному осмыслению культуры прошлого, характеризующую европейское искусство начиная с эпохи Возрождения (т. н. историзирующее искусство). Согласно А. В. Иконникову, «историзм определяется обращением к культуре прошлого (как правило, такого, с которым его время уже не сохраняет прямой преемственности) для решения проблем настоящего» (Иконников. 1997. С. 10).
Историзмом также называют черты живописи 19 в.: стилизацию под характерные особенности изобразительного искусства прошлых эпох («Юность Девы Марии» Д. Г. Росетти, 1848–1849, Галерея Тейт, Лондон; «Альбрехт Дюрер в Антверпене в 1520 году» Х. Лейса, 1855, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), стремление к археологически точному воспроизведению исторических реалий («Вступление Карла V в Антверпен» Х. Макарта, 1876–1877, Кунстхалле в Гамбурге), обращение художника к прошлому своей страны – романтический национализм («Битва под Грюнвальдом» Я. Матейко, 1878, Национальный музей в Варшаве; сюжет «Крещение Руси» в росписях Владимирского собора в Киеве В. М. Васнецова, 1885–1896).