Нувель Жан
Нуве́ль Жан (Jean Nouvel) (род. 12.8.1945, Фюмель, департамент Ло и Гаронна), французский архитектор.
Учился в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже (1966–1972), работал в мастерской К. Парана и П. Вирильо (1967–1970). Основатель архитектурного движения «Mars 1976» (1976), в 1980-х гг. художественный руководитель архитектурной секции парижской биеннале.
Проектировал частные дома, интерьеры квартир и контор в Париже и других французских городах, в том числе в стиле постмодернизма (дом Девольдер в Труа, 1979, и др.). Обращался к стилю хай-тек (больница в Безоне, 1979), индустриальная эстетика которого отражена во многих работах Нувеля (два корпуса социального жилья «Немауз» в Ниме, 1987; административный комплекс INIST в Нанси, 1989, и др.).
В первой крупной постройке Нувеля – здании Института арабского мира в Париже (1987) – южный фасад составлен из регулирующих степень освещённости интерьера автоматических «диафрагм», которые напоминают деревянные оконные решётки-машрабия, традиционный элемент исламской архитектуры. Однако, отвергнув как прямое цитирование и символизм постмодернизма, так и жёсткость принципов модернизма, Нувель пришёл к «контекстуальному» методу проектирования: каждая постройка рассматривается им как уникальный случай, зависящий от природной, исторической, культурной среды, которую архитектор обогащает с помощью своего здания «недостающими» ей свойствами (например, напоминающее розы пустыни здание Национального музея в Катаре, 2019).
Также он стремится скрыть от зрителя функциональный и даже материальный аспект проекта, заменив его серией визуальных впечатлений. В проекте небоскрёба «Башня без конца» для парижского района Дефанс (1989, не реализован), реконструированном здании Оперного театра в Лионе (1993), здании Фонда современного искусства Картье в Париже (1994) и других работах Нувель добился с помощью широкого использования остекления эффекта «растворения» сооружения в воздухе.
В работе с архитектурными памятниками Нувель выдвигает на первый план историческое здание, подчёркивая его особенности с помощью тщательного подбора материалов, выбора маршрута осмотра, преобладающих точек зрения и т. д.: реконструкция одного из газометров в венском районе Зиммеринг (2001), Галло-римский музей на руинах римской виллы в Перигё (2003). Проекты небоскрёбов («Агбар» в Барселоне, 2005; высотное здание в Дохе, 2005–2012) основаны на архетипической форме круглой башни; их отличает декоративная трактовка фасадов. Театр Гатри в Миннеаполисе (2006), расположенный в бывшей промышленной зоне, сочетает элементы индустриальной архитектуры и театрализацию, а также использование насыщенного колорита, как и ярко-красный летний павильон художественной галереи «Серпентайн» в Лондоне (2010). В проекте гостиницы «Софитель» в Вене (2010) Нувель создал современную версию гезамткунстверка, работая совместно с мастером медиаарта П. Рист; он также занимался внутренней отделкой здания, включая мебель, светильники и пр.
Офицер ордена Почётного легиона (2010).