Шпалера
Шпале́ра (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенной безворсовый односторонний ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный в технике репсового уто́чного переплетения.
Шпалеры выполнялись из шерсти и шёлка на специальных ручных ткацких станках, также было возможно применение золотых и серебряных нитей; ныне чаще используются нити из синтетических волокон. Рисунок на шпалере, моделью для которого служил картон, создавался цветными нитями утка́, плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру. Различают два вида шпалер: «готлис» (франц. haute lisse) – шпалера, вытканная на станке с вертикальным креплением основы, идентично повторяющая изображение на картоне, и «баслис» (франц. basse lisse) – шпалера, вытканная на станке с горизонтальным креплением основы, зеркально повторяющая изображение на картоне.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12–13 вв. Сначала в Германии и Скандинавии шпалеры изготовлялись для церквей (три шпалеры из кафедрального собора в Хальберштадте, 12 в., и др.), однако в дальнейшем их стали широко применять в убранстве жилых и парадных помещений (цикл «Анжерский Апокалипсис», около 1380, «Галерея Апокалипсиса» в замке г. Анже; цикл «Дама с единорогом», около 1500, Музей Клюни, Париж). Основные средневековые центры шпалерного ткачества – Париж, Аррас, Турне; с конца 15 в. также Антверпен, Брюгге и Брюссель, где была выполнена серия шпалер «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля (1517–1521, Ватиканские музеи). Начиная с эпохи Возрождения шпалера постепенно оказывалась в зависимости от станковой живописи. В 16 в. возникли шпалерные мануфактуры в Италии (Феррара, Флоренция). С 17 в. главный центр производства шпалер (гобеленов) – Франция: Королевская мануфактура Гобеленов (ныне Национальная мануфактура Гобеленов) в Париже, мануфактуры в Бове и Обюсоне (департамент Крёз).
В России шпалерная мануфактура основана в Санкт-Петербурге в 1717 г.
Основные темы шпалер 17–19 вв. – мифологические и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи. В 20 в. декоративные принципы шпалеры возрождаются в творчестве Ж. Люрса и др.