Ленен
Лене́н (Ле Нен, Le Nain), французские живописцы, братья: Антуан (Antoine) [около 1600, Лан(?), Пикардия – похоронен 26.5.1648, Париж], Луи (Louis) [около 1600, Лан(?) – похоронен 24.5.1648, Париж], Матьё (Mathieu) (около 1607, Лан – похоронен 26.4.1677, Париж).
Родились в семье разбогатевшего фермера-винодела из Лана, ставшего королевским сержантом, следившим за поступлением соляного налога. Начальное художественное образование получили, вероятно, у местных монастырских живописцев. Около 1623 г. старший из братьев (Антуан) обосновался в квартале Сен-Жермен-де-Пре в Париже, в 1629 г. принят в сен-жерменскую корпорацию художников. С конца 1620-х гг. братья имели общую мастерскую в Париже, которой руководил Антуан (возможно, он был учителем своих братьев), и часто работали совместно. Художники вскоре стали известны и получали заказы (в том числе на портреты и религиозные работы; большая часть этих произведений не сохранилась). В 1648 г. братья Ленен избраны членами только что образованной Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (Антуан и Луи получили звание жанровых живописцев); спустя 2 месяца скончались оба старших брата. Все подписанные (их сохранилось 16) и датированные картины братьев Ленен относятся к 1640-м гг. Интерес к их творчеству возродился после долгого периода забвения благодаря трудам Шанфлёри («Каталог картин Лененов», около 1861; «Живописцы реальности при Людовике XIII. Братья Ленен», 1862).
Изучение наследия братьев Ленен стимулировала парижская выставка «Живописцы реальности» (1934), однако многочисленные проблемы атрибуции (разделения их творчества) нельзя считать окончательно решёнными и поныне.
Самым «архаическим» и «фламандским» из братьев Ленен принято считать Антуана; приписываемые ему безыскусные групповые портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам. Наиболее яркий и талантливый из братьев, Луи, в раннем творчестве испытал влияние караваджизма (скорее всего, благодаря знакомству с произведениями Валантена и работавшего во Франции О. Джентилески): «Тайная вечеря» (1630-е гг., Лувр, Париж) и др. В 1640-е гг. писал преимущественно сцены из крестьянской жизни, создав особый стиль, одинаково далёкий от идеализации Д. Тенирса Младшего, острого реализма А. Брауэра и стихийной чувственности «счастливых пейзан» П. П. Рубенса. Чёткие композиционные построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния (художник нередко использует приём изокефалии), пластическая завершённость формы, сдержанное благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин. Луи монументализирует обыденное явление, придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не лишая их при этом жизненной характерности («Возвращение с сенокоса», 1641, «Крестьяне за едой», 1642, «Кузница», все – Лувр; «Отдых всадника», Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Посещение бабушки», «Семейство молочницы», обе – Эрмитаж, Санкт-Петербург). Возвышенной трактовкой природы и композиционным совершенством работы Луи близки классицистическому искусству Н. Пуссена. Матьё сначала также работал в крестьянском жанре; позднее писал элегантные портреты и сцены из дворянского быта («Игроки в трик-трак», Лувр).