Лимбург (братья)
Ли́мбу́рг (Limbourg), французские живописцы-миниатюристы, братья: Поль (Paul; Полекен, Paulequin, Polequin) (год рождения неизвестен – ум. сентябрь или октябрь 1416), Эрман (Herman) (год рождения неизвестен – ум. сентябрь или октябрь 1416) и Жан (Johan; Жанекен, Hannequin, Janequin, Jannechin, Jehanequin, Jehannequin, Jennekin) (год рождения неизвестен – ум. до 9.3.1416).
Родились в Неймегене в семье резчика по дереву Арнольда ван Лимбурга; по матери – племянники придворного художника герцогов Бургундских Ж. Малуэля (около 1365 – 1415 или 1419). Около 1399–1400 гг. учились ювелирному делу в Париже. С 1402 г. работали при дворе герцога Бургундского Филиппа Храброго, после смерти герцога – у его брата Жана, герцога Беррийского. Возможно, братья Лимбург умерли при эпидемии чумы или погибли во время войны.
К числу произведений братьев Лимбург относятся иллюстрации «Морализованной Библии» (1402–1404, Национальная библиотека, Париж), сцена «Герцог Беррийский, отправляющийся в путешествие» в «Малом часослове» («Petites Heures»; Национальная библиотека, Париж), ряд миниатюр в «Прекраснейшем часослове Богоматери герцога Беррийского» («Très Belles Heures…»; около 1405–1409, там же), в «Прекрасном часослове герцога Беррийского» («Belles Heures…»; 1409, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также одна миниатюра в сборнике латинских анекдотов Валерия Максима (Ватиканская библиотека). Их главное произведение – «Роскошный часослов герцога Беррийского» («Très Riches Heures…»; Музей Конде, Шантийи): из 129 миниатюр рукописи братьям Лимбургам принадлежат 65 (созданы между 1412 и 1416). Этот известнейший памятник позднеготического искусства объединяет в себе черты французской готической миниатюры с её изысканной декоративностью и новые художественные приёмы, предвосхищающие искусство нидерландских мастеров 15 в. (Я. ван Эйка, Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена) – арс нова. Наиболее новаторскими являются 12 миниатюр цикла «Времена года», изображающие характерные для разных месяцев года сельские и городские занятия. Новый подход к изображению окружающего мира проявляется в подробной передаче природы, деталей костюмов, архитектуры. На многих миниатюрах можно видеть реальные постройки Парижа (Сент-Шапель, Лувр, Консьержери) и замков герцога Беррийского (Лузиньян, Дурдан, Этамп, Сомюр). В передаче пространства на смену готической плоскостности, орнаментальным фонам и уходящим вверх пространственным планам приходят глубокие пейзажные построения; впервые появляется изображение световоздушной среды, источника света и теней, отбрасываемых предметами; человеческие фигуры приобретают вес и объём.
Несмотря на попытки учёных определить вклад каждого из братьев Лимбург в совместную работу, выделение их индивидуальных почерков не представляется возможным ввиду отсутствия произведений, выполненных каждым из братьев по отдельности.