Мюглер Тьерри
Мюгле́р Тьерри́ (Thierry Mugler; Манфред Тьерри Мюглер, Manfred Thierry Mugler) (21.12.1948, Страсбур – 23.1.2022, Венсен, департамент Валь-де-Марн, регион Иль-де-Франс; похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже), французский дизайнер одежды.
С детства занимался классическим балетом, в 1962–1968 гг. член балетной труппы Национальной Рейнской оперы в Страсбуре. Интерес к пластике тела стал основополагающим для последующих работ Мюглера, а сценический опыт проявился в любви дизайнера к эффектным шоу-показам. В 1960-х гг. учился в Страсбурской высшей школе декоративных искусств. В 1968 г. переехал в Париж, вскоре устроился на работу оформителем витрин в бутике Gudule. В 1969 г. стажировался в фирме – производителе верхней одежды André Peters в Лондоне, впоследствии сотрудничал с модными домами Парижа, Милана, Лондона, Барселоны, Амстердама. В 1973 г. основал лейбл Café de Paris и представил первую женскую коллекцию, ставшую оммажем «французскому стилю». Мюглера поддерживало созданное бизнесменом Д. Грумбахом и дизайнером А. Путман бюро Créateurs et Industriels в Париже.
В 1974 г. в партнёрстве с Грумбахом основал бренд Thierry Mugler, выпускавший женские коллекции прет-а-порте. Первый бутик на Плас-де-Виктуар (площади Побед) в Париже по дизайну Путман открылся в 1978 г. В том же году была запущена мужская линия одежды. Вдохновлённый работами дизайнеров К. Диора, К. Баленсиаги, Ч. Джеймса и О. Кларка, Мюглер создавал современные и смелые наряды в духе кэмпа. Основа его коллекций – агрессивная сексуальность, его «типаж» – роковая женщина (femme fatale). В его коллекциях часто встречался утягивающий талию корсет, также характерны наряды с широкими плечами, глубокими вырезами и разрезами, узкие юбки, высокие каблуки, бандаж. Он экспериментировал с современными материалами: искусственными кожей и мехом, латексом, металлом, органическим стеклом. Одетые в его наряды модели обнажены, чувственны, одновременно скованны и раскрепощены. Это «кавалькада амазонок, русалок, ангелов, доминатрикс, секс-богинь космической эпохи, вампирш» (Brubach. 1994. P. 46). При этом Мюглер считал женственность социальным конструктом, предназначенным для фантазийных трансформаций: «Я не верю в "естественную" моду. Давайте сделаем это! Корсет. Бюстгальтер пуш-ап. Всё!» (Brubach. 1994. P. 46). Историк искусства и феминистка Л. Нохлин подчёркивала, что, несмотря на обращение дизайнера к стереотипным феминным образам, ему удавалось не превращать женщин в сексуализированные объекты, а, напротив, раскрывать их собственную «сексуальную субъектность» (Brubach. 1994. P. 46).
В коллекции осень/зима 1989–1990 обыгрывалась тема дьяволиц и доминировали образы в духе power dressing; главным нарядом стал корсет «roulé comme une Buick» (франц., буквально – ездить как Buick; совместно с художником Ж.-Ж. Юркёном) – фантазия на тему женщины-машины. Другой подобный «мотоциклетный корсет» с зеркалами заднего вида появился в снятом Мюглером как режиссёром клипе британского певца Джорджа Майкла «Too Funky» (1992), благотворительном проекте для сбора средств на борьбу со СПИДом. В съёмках приняли участие известные топ-модели Е. Герцигова, Л. Евангелиста, Э. Лефебюр и др. Дизайнер также выпускал прозрачные корсеты с морскими мотивами (коллекция весна/лето 1989) и ввёл моду на «голые» или «мокрые» (с имитацией стекающих по телу капель воды) платья: едва заметные ткани телесных цветов создавали эффект обнажённого тела.
С 1990 г. создавал ароматы в сотрудничестве с концерном Clarins. В 1992 г. возглавил парфюмерное подразделение этого модного дома и выпустил аромат «Angel» во флаконе в форме звезды (парфюмеры О. Кресп, И. де Ширис, дизайнер флакона Юркён), который остаётся одним из самых известных в мире, наравне с «Chanel № 5» (1921, парфюмер Э. Бо, по заказу Коко Шанель).
В том же году по предложению Парижского синдиката высокой моды Мюглер запустил линию от-кутюр. Для коллекции осень/зима 1997–1998, раскрывающей тему насекомых, он придумал одно из своих самых дорогостоящих платьев – «Химера» (совместно с Юркёном и производителем корсетов М. Эрскин-Пуллином). Наряд с золотым «корсетом-панцирем», украшенный «чешуёй», перьями и конским волосом, представлял собой гибридный образ полурыбы-полуптицы. Он стал квинтэссенцией придуманного дизайнером мира, населённого фантасмагорическими роскошными женщинами, пугающими и зачаровывающими одновременно.
Мюглер сам работал над сценографией зрелищных, обладающих грандиозным размахом показов. Приуроченная к десятилетию модного дома коллекция осень/зима 1984–1985 была представлена в концертном зале «Зенит» в Париже. Дизайнер открыл шоу для широкой публики: желающие могли приобрести билеты по доступной цене в 175 французских франков, в итоге собралось около 6 тыс. зрителей. Завершила показ модель П. Кливленд в образе Богородицы: будучи беременной, она спустилась на подиум с потолка в полупрозрачном сверкающем платье и в головном уборе наподобие нимба, выполненном из расшитого тюля (автор – дизайнер шляп С. Джонс). 20-й, юбилейный показ коллекции осень/зима 1995–1996 в Зимнем цирке в Париже стал «модным Вудстоком» (Kin Woo. 2019). Для него соорудили два белых подиума разной высоты, соединённых винтовой лестницей, фоном стал логотип в виде звезды, повторяющей форму флакона духов «Angel». Мюглер создал 300 образов, при помощи которых он стремился «показать красоту сквозь века» (Kin Woo. 2019). Элегантные приталенные костюмы, дополненные шляпами дизайнера Ф. Трейси, сменялись роскошными платьями в «голливудском» стиле с искусным декором, за выполненным из чёрного латекса платьем в пол с белоснежной накидкой следовал вечерний наряд с откровенным вырезом на ягодицах, а платье на грани китча «Рождение Венеры» (в 2019 певица Карди Би появилась в нём на 61-й церемонии вручения музыкальной премии «Грэмми») контрастировало с футуристичным образом женщины-киборга в комбинезоне из металла и прозрачного органического стекла.
В 1997 г. Мюглер был принят в Парижский синдикат высокой моды, в том же году концерн Clarins приобрёл его модный дом. В 2002 г. дизайнер покинул его и переехал в Нью-Йорк, где занялся новыми творческими проектами.
Создал костюмы в духе барокко для спектакля «Леди Макбет» в «Комеди Франсез» в Париже (1985, режиссёр Ж.-П. Венсан), наряды для турне певицы М. Фармер (1989), чёрное платье для героини Д. Мур в фильме «Непристойное предложение» («Indecent Proposal», 1993, режиссёр Э. Лайн), костюмы для представления в стиле кабаре «Zumanity» «Цирка дю Солей» в Лас-Вегасе (2003, режиссёр Э. Уотсон) и клипа Леди Гаги «Телефон» (2010, режиссёр Й. Окерлунд). Выступил художественным руководителем концертного тура Бейонсе «Я есть…» («I Am…», 2009) и разработал дизайн «мокрого» платья К. Кардашьян на благотворительном балу Met Gala (2019).
Снял короткометражные фильмы «L’antimentale» (1987) и «Z-хромосома» (2012). Под своим полным именем – Манфред Тьерри Мюглер – поставил шоу-кабаре «Причуды Мюглера» («Mugler Follies», 2013–2015) в парижском театральном зале Comédia и мюзикл «The Wyld» в концертном зале «Фридрихштадтпаласт» в Берлине (2014–2016). Как фотограф занимался рекламными съёмками собственных коллекций. В его работах модели застывали на фоне гигантских архитектурных сооружений и дикой природы. В середине 1980-х гг. Мюглер посещал СССР, где выполнил серию фотографий с позирующими на фоне монументальных памятников Москвы и Волгограда моделями.