#Возрождение во ФранцииВозрождение во ФранцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегВозрождение во ФранцииВозрождение во ФранцииНайденo 15 статейНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Северное ВозрождениеСе́верное Возрожде́ние, период развития изобразительного искусства и архитектуры 1420/1430-х гг. – около 1600 г. в европейских странах за пределами Италии (Нидерланды исторические, Французское королевство, Священная Римская империя, Швейцарский союз, Англия и Шотландия, страны Центральной и Восточной Европы, Иберийского п-ова, Скандинавии), в рамках которого сложилась новая национальная культура каждой из стран. Истоки появления термина относятся к 19 в. (Л. Куражо), исследование сущности понятия и его интеграция в историю науки были осуществлены представителями венской школы искусствознания (М. Дворжак, О. Бенеш).Периоды (эпохи) в культуре ВозрождениеВозрожде́ние, или Ренессанс, широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее название имеющей мировое значение эпохе в истории культуры стран Западной и Центральной (католической, латинской) Европы позднего Средневековья и раннего Нового времени. Термин «Возрождение» встречается уже у современников, однако в общем историко-культурном значении он вошёл в обиход лишь в 19 в. Ренессанс выразился в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению (возрождению) человека и человечества посредством обращения к культуре Античности и её переосмысления. Для эпохи Возрождения характерны антропоцентризм (интерес к изучению феномена человека в широком смысле), внимание к светской культуре. Мировоззрение и систему духовных ценностей Ренессанса называют гуманизмом. Наиболее известные деятели эпохи Возрождения: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, К. Салютати, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дж. Вазари, Ф. Брунеллески, А. Палладио, У. Шекспир.Музеи, галереи ЛуврЛувр, памятник архитектуры и музей в Париже. Основан как крепость в конце 12 в., был королевской резиденцией во 2-й половине 14 в., вновь обрёл этот статус в 16 в., тогда же вместил королевскую коллекцию произведений искусства. Многократно перестраивался и расширялся, его современный облик определяют классицистические корпуса 17 в. В 1793 г. открыт как общедоступный Центральный музей искусств. Ныне Лувр – один из крупнейших музеев мира. Его собрание представлено в 8 отделах: египетских древностей; ближневосточных древностей; искусства Древней Греции, этрусков и Древнего Рима; исламского искусства; скульптуры; декоративно-прикладного искусства; живописи; гравюр и рисунков. Филиалы Лувра – Гипсотека в Версале, Музей-квартира Э. Делакруа, «Лувр-Ланс» (в г. Ланс, департамент Па-де-Кале). Особый статус имеет музей «Лувр Абу-Даби» в столице ОАЭ. В составе исторических памятников Парижа комплекс Лувра включён в список Всемирного наследия.Графики Лё Тома деЛё Тома́ де (Thomas de Leu; Тома де Леув, Thomas de Leeuw, Тома Ле Лёп, Thomas Le Leup) (около 1555 – около 1612), французский гравёр фламандского происхождения; мастер резцовой гравюры. Ранние работы в Антверпене выполнены под влиянием произведений семьи Вирикс. Между 1576 и 1580 гг. уехал в Париж, где сотрудничал с издателем Ж. Рабелем. Творчество включает в себя многочисленные портреты (например, Ф. Дрейка, около 1583), религиозные и исторические сюжеты, выполненные по живописным произведениям современников или по собственным рисункам.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре «Сельские глины»«Се́льские гли́ны» (франц. rustiques figulines), вид декоративных фаянсовых изделий, созданных в 16 в. французским мастером Б. Палисси. Декор больших овальных блюд, чаш, кувшинов имитировал ландшафт сельских водоёмов или лугов (отсюда их название). Специально разработанные мастером прозрачные цветные глазури (т. н. яшмовые) воссоздавали цветовое богатство воды, земли, песчаного или илистого дна, раковин, флоры и фауны водоёмов. Рельефные фигурки рыб, змей, ящериц, улиток, лягушек, бабочек, как и изображения некоторых растений, создавались на основе слепков с живой натуры и сохраняли естественность своих форм, движений, фактур. Жизнеподобие фигур оттенялось композиционной симметрией и ярко выраженными ритмическими декоративными рефренами элементов на блюдах. Этот тип керамических изделий – одно из высших проявлений типичного для эпохи Возрождения союза естественно-научной мысли, технического изобретательства и художественного творчества. Производство «сельских глин» было поставлено на поток в мастерской Палисси и продолжалось после смерти мастера в 17 в. Этому типу изделий охотно подражали в 19 в. (керамисты Ш.-Ж. Ависо, Т. Минтон и др.).Страны мира. Искусство и архитектура Франция. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектураИзобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Фра́нции. На территории Франции располагался один из главных центров первобытного искусства (Ласко, Карнак и др.). Высокого уровня достигли прикладное искусство и военная архитектура кельтов (галлов), античное искусство в греческих колониях и в римских провинциях (памятники в городах Ним, Оранж, Арль и др.). Французское искусство романского и готического стилей принадлежит к лучшим примерам средневековой культуры Европы. В эпоху Возрождения 16 в. Франция испытала влияние итальянской культуры. Изобразительное искусство и архитектура классицизма, рококо, романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма, авангарда и других направлений с 17 в. вплоть до 2-й половины 20 в. оставались влиятельными образцами для других европейских стран, а с 19 в. – для всего мира; Париж был важнейшим международным центром художественной жизни (парижская школа). В 21 в. искусство Франции развивается в русле глобальных тенденций.Литераторы Рабле ФрансуаРабле́ Франсуа́ (1483 или 1494 – 1553), французский гуманист, писатель, врач. Прославился романом «Гаргантюа и Пантагрюэль» (книги 1–4, 1532–1552, атрибуция 5-й книги, 1564, спорна), представляющим собой вершину французского литературного Возрождения, синтез гуманистических идей и смеховой «ярмарочной» словесности. Обладая всеми характерными признаками народной книги, это произведение вобрало в себя – пародийно переосмыслив – едва ли не все национальные жанры, а также приёмы, стили и типы персонажей.Живописцы Картон АнгерранКарто́н Ангерра́н (около 1415 – около 1466), французский живописец, миниатюрист. Представитель авиньонской школы, один из ключевых мастеров периода перехода от интернациональной готики к искусству арс нова. Испытал влияние итальянской (Фра Беато Анджелико, Пьеро делла Франческа) и нидерландской (Я. ван Эйк, Р. Кампен, Рогир ван дер Вейден) живописи. Работал в городах Экс-ан-Прованс (1444, совместно с Бартелеми д’Эйком), Арль (1446), Авиньон (с 1447). Основные произведения: «Богоматерь Милосердия» (1452, Музей Конде, Шантийи), «Коронование Марии» (1454, Музей городского госпиталя, Вильнёв-лез-Авиньон), «Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон» (около1455, Лувр, Париж).Скульпторы Маццони ГвидоМаццо́ни Гви́до (Guido Mazzoni; Паганино, il Paganino; Моданино, il Modanino) (около 1450 – 1518), итальянский скульптор эпохи раннего Возрождения. Работал на севере Италии, в Неаполе и в долине реки Луары во Франции (по приглашению Карла VIII и Людовика XII); его творчество отмечено значительным влиянием готической традиции. Автор многочисленных терракотовых скульптурных групп, достигающих предельного натурализма в моделировке фигур и передаче их эмоций: «Оплакивание Христа» в церквях Санта-Мария-дельи-Анджели в Буссето (между 1475 и 1477) и Сант-Анна-деи-Ломбарди в Неаполе (1492), в оратории Сан-Джованни в Модене (1477–1480), «Поклонение волхвов» в соборе Модены (1480) и др.Термины Донаторский портретДона́торский портре́т, изображение донатора в западнохристианской традиции Средних веков и эпохи Возрождения, чаще всего в произведениях религиозного искусства. Он, как правило, показан предстоящим перед Христом, Богоматерью, реже святыми, нередко в сопровождении своего святого покровителя; иногда он преподносит им в дар заказанное сооружение или произведение искусства. Фигуры предстоящих донаторов могут присутствовать в сюжетных и догматических композициях («Рождество», «Поклонение Младенцу Христу», «Распятие» и др.). В эпоху Возрождения донаторы могли изображаться целыми семьями, как правило, разделёнными на две группы – мужскую и женскую [«Мадонна Я. Майера» («Дармштадтская Мадонна») Г. Гольбейна Младшего, 1525/1526 и 1528, Собрание Вюрта, Йоханнитеркирхе, Швебиш-Халль, Баден-Вюртемберг]. Аналогичные изображения в восточнохристианской традиции называются ктиторскими портретами. 12