«Возврат к порядку»
«Возврат к порядку». В период между двумя мировыми войнами, с конца 1910-х до середины 1930-х гг., в европейском художественном сообществе выделилось движение, получившее название «Возврат к порядку» (франц. retour à l'ordre, англ. return to order, нем. Ruf nach Ordnung). Оно ознаменовало кардинальную смену направлений: его основами стали поиск вдохновения в искусстве старых мастеров и программный отказ от экспериментов авангардизма. И хотя тенденции этого нового мировоззрения, обусловленного впечатлениями от ужасов Первой мировой войны 1914–1918 гг. и обыкновенным в подобных случаях обращением к «простым ценностям», проявились уже в последние военные годы, сам термин «возврат к порядку» возник только в 1926 г. Он был заимствован из названия сборника эссе Ж. Кокто «Призыв к порядку» (франц. «Le Rappel à l'ordre»), где шла речь о восстановлении традиции в живописи, скульптуре, архитектуре. Трансформации стиля в произведениях представителей движения в той или иной степени связаны с возвратом к фигуративности и реалистической манере изображения.
Теоретическое обоснование идей движения связано с группой художников, объединившихся вокруг итальянского журнала Valori plastici («Пластические ценности», 1918–1922), пропагандировавшего обращение к классическому искусству и национальным традициям. Оно проявилось как в изменении манеры некоторых художников, ранее принадлежавших к радикальному авангарду (например, в отказе П. Пикассо от кубизма, его переходу к т. н. «неоклассическому периоду» 1917–1920-х гг.: «Женщина в белом», 1923, Метрополитен-музей, Нью-Йорк ), так и в формировании целого ряда новых «неореалистических» направлений. Так, в Италии уже во 2-й половине 1910-х гг. футуризм постепенно уступил место метафизической живописи (Дж. де Кирико, К. Карра, Ф. де Пизис, А. Савинио) и стилю художников группы «Скуола романа» (Scuola romana) (Шипионе, К. Кальи), в Германии новая вещественность (Г. Гросс, О. Дикс, А. Канольдт, Г. Шримпф и др.) стала альтернативой экспрессионизму, английский вортицизм заменила более традиционная художественная манера (У. Орпен, П. Нэш).
Пройдя пик своего развития к середине 1930-х гг., движение постепенно стало сдавать позиции перед набиравшим популярность сюрреализмом, с которым оно в некоторых своих проявлениях, однако, было связано и отчасти даже повлияло на его формирование (например, в обращении сюрреалистов к фигуративности). Тем не менее движение «Возврат к порядку» просуществовало вплоть до начала 1940-х гг., например в творчестве мастеров «Скуола романа» (Э. Кавалли, Р. Гуттузо и др.) и американских риджионалистов (Г. Вуд, Т. Х. Бентон, Дж. С. Кэрри).