Архитектура ордена цистерцианцев
Архитекту́ра о́рдена цистерциа́нцев, сооружения, строившиеся по заказу цистерцианцев, главным образом, монастыри. Наследуя традиции бенедиктинского ордена, цистерцианцы разработали типовой план монастыря для всех обителей ордена, сознательно противопоставляя себя традиции романской архитектуры с ее обилием интерьерного декора в различных видах искусств. Планировка монастыря предусматривала отделение пространств, используемых монахами, от тех, которые были доступны послушникам. Главным элементом монастыря являлась просторная церковь (способная вместить до 300–400 братьев) простой Т-образной формы с прямоугольной, как правило, апсидой. Двухъярусная вертикаль стен завершалась крестовыми сводами, обеспечивающими хорошую освещенность интерьера. Использование стрельчатых арок и нервюрных сводов, предвосхитило распространение готики по всей Европе. Пуризм, конструктивное совершенство, хорошая освещённость цистерцианских церквей сформировали особую эстетику, которая компенсировала принципиальный отказ ордена от любых форм внутреннего и внешнего декора и была затем востребована архитектурой рационализма. К ней нередко обращаются в современном храмовом строительстве католицизма и протестантизма.