Путман Андре
Путма́н Андре́ (Andrée Putman; урождённая Андре Кристина Энар, Andrée Christine Aynard) (23.12.1925, Париж – 19.1.2013, там же), французский дизайнер.
Отец, писатель Жозеф Энар, происходил из семьи лионских банкиров; мать, Луиза Сен-Рене Тайандье, – из семьи историков и писателей (её дальний родственник – И. Тэн). Дед по отцу, банкир Э. Энар, приобрёл в 1906 г. у родственников жены, потомков братьев Монгольфье, образец цистерцианской архитектуры – аббатство Фонтене (ныне в департаменте Кот-д’Ор в регионе Бургундия – Франш-Конте; включено в список Всемирного наследия; на начало 2020-х гг. принадлежит семье Энар) и отреставрировал его. А. Путман ребёнком проводила там летние месяцы и испытала влияние этого лаконичного романского памятника.
С детства обучалась музыке, в Парижской консерватории занималась по классу композиции, в середине 1940-х гг. получила 1-ю премию по гармонии, но оставила музыкальные занятия. В 1950 г. начала работать в журнале Femina; затем писала статьи для Elle (1952–1958) и художественного журнала L'Œil (1960–1964) о декоре, попутно осваивая эту новую для себя сферу. В 1958 г. вышла замуж за Жака Путмана (в браке до 1978), арт-дилера, художественного критика и коллекционера, который повлиял на формирование её вкуса и эрудированность, ввёл её в художественную среду. В 1958–1967 гг. работала стилистом в сети магазинов Prisunic, где в числе прочего инициировала продажу литографий знаменитых художников. Путман хотела сделать массовый французский интерьер менее буржуазным; в то время эти демократичные магазины работали под девизом «Красивое по цене уродливого», придуманном директором Prisunic по стилю и развитию Д. Файоль. В 1968 г. Путман поступила на работу в открытое Файоль и М. Арноден консультационное агентство по вопросам стиля и презентации товаров Mafia, первое подобное учреждение во Франции. Покинув его в 1971 г., она начала работу в основанном Д. Грумбахом бюро Créateurs et Industriels, которое служило платформой для знакомства производителей с дизайнерами прет-а-порте и текстиля, для поиска и поддержки молодых профессионалов (среди них были Ж.-Ш. де Кастельбажак, Миякэ Иссэй, К. Монтана, Т. Мюглер).
До конца 1970-х гг. практический опыт Путман в сфере оформления интерьера не носил систематического характера, но в 1978 г. она заявила о себе как дизайнер, открыв в историческом квартале Маре бюро Écart. Свою деятельность она сравнивала с работой археолога-любителя (Giovannini. 2013), т. к. использовала в своих проектах мебель 1930-х гг. Это сыграло важную роль в возрождении общественного интереса к полузабытым в тот момент дизайнерам (Э. Грей, М. Фортуни, Р. Малле-Стевенс, П. Шаро, Ж.-М. Франк, Р. Хербст). Одним из направлений деятельности Écart стал «ретроспективный» выпуск мебели, светильников и других предметов интерьера, спроектированных этими выдающимися мастерами 1-й половины – середины 20 в. (в начале 2020-х гг. бюро продолжает эту деятельность как Écart International).
Поворотным моментом в карьере Путман стало оформление ею интерьеров нью-йоркской гостиницы Morgans (1984; реконструирована Путман в 2008; не сохранилась), положившее начало концепции «бутик-отель». Основным декоративным приёмом стало применение чёрной и белой плитки, выложенной в шахматном порядке; монохромные «графические» пространства получились одновременно эксцентричными и сдержанными, к чему и стремилась дизайнер; в отеле ею была создана увлекательная «сценография». Шахматный узор стал фирменным приёмом Путман (стол «Correspondances», 2008; кабинетный рояль «Млечный путь» по заказу компании Pleyel, 2008, и др.). Изобретая заново «парижский» стиль в интерьере, Путман создала новый тип эксклюзивного пространства со сдержанной, часто монохромной гаммой, выверенным соотношением пустоты и наполненности, строгой геометричностью, но без впечатления «стерильности». Дизайнер считала, что важнее всего создавать визуальный комфорт, т. к. ему подчиняется комфорт физический.
В 1983–1990 гг. Путман оформила интерьеры Музея современного искусства в Бордо (CAPC), для которых создала скамейки и столы «Слон» и торшер «Луна», в 1993 г. – Музея изобразительных искусств в Руане. В 1984–1985 гг. обставила кабинет министра культуры Ж. Ланга: в богато оформленный исторический интерьер парижского дворца Пале-Рояль она поместила лаконичный рабочий стол в виде полумесяца из светлой древесины, полукруглые кресла и кофейные столики. Позже она занималась рабочими помещениями для Министерства финансов (1989), Французской федерации высокой моды (2000), Национальной федерации общественных работ (2011) и др.
Гостиницы Путман превращала в источник эстетических и культурных впечатлений для постояльцев: Wasserturm в Кёльне (1990) в здании бывшей водонапорной башни, круглую форму которой повторяют созданные для проекта кресла, отель Le Lac в Кавагути в границах Большого Токио (1989–1992), парижский Pershing Hall (2001) и др.
Путман часто занималась интерьерами бутиков, в том числе для модельеров Т. Мюглера в Париже (1978), И. Сен-Лорана в разных городах США (1980–1984), А. Алайи (1985), модного дома Balenciaga (1988), парфюмерного дома Guerlain (реновация его исторического магазина на Елисейских Полях; 2005; все – в Париже), дизайнера одежды А. Фонтен в Париже, Токио и Нью-Йорке (2-я половина 2000-х гг.), а также спа-центров (Guerlain в Париже, Blue Spa в гостинице Bayerischer Hof в Мюнхене, оба – 2005, и др.).Дизайнер также оформила интерьеры салона сверхзвукового пассажирского самолёта Concorde для Air France (1994), офисного здания Gildo Pastor Center в Монако с лестницей, похожей на колье (1996), ресторана Lô Sushi в Париже (1999). Для собственных проектов и в сотрудничестве с разными компаниями Путман проектировала мебель и предметы интерьера, среди которых стулья «Бастида», «Пожирательница бриллиантов», кресла и диван «Лотос», кресла «Гость», «Ясный день», «Sinuosa», диваны «Полумесяц», «Пагода», письменный стол «Diary Desk», кофейный стол «Молодой дровосек», посуда, предметы интерьера и украшения из серебра для компании Christofle. В 2001 г. выпущены аромат и солнечные очки Andrée Putman.
Работала над декорациями для фильма «Интимный дневник» («The Pillow Book»; 1996, режиссёр П. Гринуэй), создала дизайн экспозиции для выставки «Рандеву» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (октябрь 1998 – январь 1999).
В 1997 г. дизайнер основала компанию Studio Putman, креативным директором которой с 2007 г. является её дочь Оливия Путман (род. 1964). Сын – Сириль Путман (род. 1962), галерист, арт-дилер.