Лиможские эмали
Лимо́жские эма́ли, художественные изделия с использованием эмали, создаваемые в мастерских г. Лимож.
С начала 12 в. изготавливались выемчатые эмали, которыми украшалась главным образом церковная утварь (реликварии, шкатулки, кресты, книжные оклады, небольшие образа – складни, триптихи). Нередко дополненные позолотой и полудрагоценными камнями, произведения лиможских мастеров высоко ценились по всей Европе. Производство лиможских эмалей пришло в упадок к концу 14 в. вследствие Столетней войны 1337–1453 гг. В конце 15 в. лиможские эмали возродились в новой технике кроющей эмали и получили название расписных. Металлические перегородки, разделявшие цветовые зоны (в прежней технике), заменялись графическим рисунком, что допускало более свободное нанесение цвета, приближая метод работы эмальера к живописному. Положенные на медную основу краски после обжига приобретали стекловидную текстуру, становясь яркими и блестящими, во многом напоминая произведения витражного искусства. В этой технике создавались отдельные пластины с религиозными образами и составленные из них полиптихи.
Около 1535 г. под влиянием витража в лиможских эмалях распространилась техника гризайль – роспись белой краской по синему или чёрному фону. С середины 16 в. преобладали светские предметы декоративного назначения: зеркала, подсвечники, блюда, чаши, кувшины и другие сосуды для украшения стола и открытых буфетов, доски для фасадов, пластинки-портреты (по рисункам Ж. Клуэ и др.); наряду с религиозными темами широко использовались мифологические и аллегорические сюжеты, источниками для которых служили гравюры (А. Дюрера, с произведений Рафаэля и др.). В богатом обрамляющем декоре ощутима маньеристическая стилистика школы Фонтенбло. В это время лиможские эмали стали подписными: известны имена отдельных мастеров (П. Реймон, П. Куртейс и др.) и целые династии (Пенико, Нуайе, Лимозен, Лоден и др.).
Пережив свой расцвет в 15–17 вв., производство лиможских эмалей сохранилось вплоть до наших дней.