Теория монополистической конкуренции
Тео́рия монополисти́ческой конкуре́нции, концепция современной микроэкономики, возникшая как корректива к неоклассической теории фирмы и рыночного равновесия А. Маршалла. Сформулированная американским экономистом Э. Чемберлином в книге «Теория монополистической конкуренции» (1933, русский перевод 1959), эта концепция положила начало анализу рыночных структур в условиях возрастающего значения неценовой конкуренции и маркетинга. Теория монополистической конкуренции исходит из предпосылки об отсутствии противоположности между конкуренцией и монополией, поскольку каждый предприниматель стремится воздвигнуть собственную монополию, распространить её насколько возможно и одновременно воспрепятствовать попыткам других предпринимателей расширить свои монополии. Данная теория предполагает следующее: количество предпринимателей достаточно велико и вход в отрасль свободен; отрасль есть производство группы продуктов, которые являются взаимозаменяемыми (заменителями, или субститутами друг друга); в цепочке субститутов имеются интервалы, позволяющие предпринимателю выделить свой товар из среды других товаров и привлечь к нему спрос с помощью рекламы. Способом выделения фирменного товара является «дифференциация продукта» (термин предложен Чемберлином), которая означает набор качеств, стиль, упаковку и условия реализации (пространственное местонахождение продавцов и услуги, сопутствующие продаже). Продажная цена поэтому может быть не единственным и даже не решающим инструментом рыночной конкуренции, а рыночный спрос является параметром, на который предприниматель может целенаправленно воздействовать (реклама, послепродажное обслуживание потребителей и т. д.). У каждого фирменного товара образуется свой круг покупателей, и фирма-производитель получает некоторую монопольную власть («примесь» монополии), учитывая и усиливая разнородность имеющихся потребительских предпочтений, укоренённых в различиях внутри любого широкого класса продуктов в зависимости от различий во вкусах, желаниях, доходах и местоположении покупателей.
Теория монополистической конкуренции способствовала приближению абстрактных неоклассических моделей «чистой» (совершенной) конкуренции и «чистой» монополии к реальностям отраслевых рынков, для которых именно монополистическая конкуренция является наиболее характерной. Однако в своём стремлении обосновать «слитность» монополии и конкуренции в «нормальном» состоянии рынка Э. Чемберлин выступал против антимонопольного законодательства и гипертрофировал условие «свободного доступа» в отрасль, неосуществимое в ситуации олигополии. Американский экономист бельгийского происхождения Р. Триффин (1911–1993) в книге «Монополистическая конкуренция и общее равновесие» (1940) ввёл в теории монополистической конкуренции категорию перекрёстной эластичности спроса и обосновал классификацию рыночных структур, в которой олигополия (трудность входа в отрасль вследствие высокого уровня концентрации производства и капитала) рассматривается как структура, отличная от монополистической конкуренции. Теория монополистической конкуренции способствовала формированию нового раздела современной экономической теории – теории отраслевых рынков (industrial economics), занимающейся изучением влияния рыночной структуры на стратегию производителей и экономическую результативность фирм.