Экономическая монополия
Экономи́ческая монопо́лия (от моно... и греч. πωλέω – продавать), тип структуры рынка, на котором действует единственная фирма, производящая товар (услугу), не имеющий близких субститутов. В экономике 21 в. монополии в чистом виде являются достаточно редкой формой организации рынка. На практике чаще всего монополия контролирует цену товара и объём реализуемой продукции. Реже – управляет составом покупателей и каналами распределения продукции.
Основные признаки монополии
В 21 в. развитие мировой экономики происходит на фоне глобализации, консолидации капиталов.
Основные признаки монополии: множество покупателей данного товара; единственный продавец, олицетворяющий собой отрасль; уникальная продукция, не имеющая близких субститутов; непреодолимые барьеры входа (выхода); полный контроль цены; асимметричная информация.
Одним из наиболее важных признаков монополии является то, что потенциальные фирмы-конкуренты практически не имеют возможности вступить в данную отрасль (барьеры входа). Кроме того, если монополия решит прекратить свою деятельность, то издержки, связанные с её выходом из отрасли (барьеры выхода), будут очень высокими. Существование этих барьеров сдерживает другие фирмы от вступления в отрасль, обеспечивая высокую рыночную власть монополии.
Примерами барьеров входа в отрасль и выхода из неё являются контроль монополистом источников поступления редких ресурсов; преимущества за счёт действия эффекта масштаба в отрасли; патенты; авторские права; исключительные права, полученные от государства; предоставляемые права (франшизы); лицензии; импортные квоты и пошлины и т. д.
Виды монополий
В теории и на практике встречаются различные классификации монополий (см. таблицу).
Классификации монополий
Критерий | Виды монополий |
Степень стандартизации продукта | однопродуктовая (чистая) многопродуктовая (чистая многопродуктовая) |
Причины возникновения | административная экономическая |
Количество покупателей | чистая ограниченная олигопсонией |
Территориальное распространение | локальная (местная) региональная национальная |
Степень открытости | открытая (монополия с течением времени может утратить абсолютную рыночную власть, т. к. не обладает способами защиты от входа других фирм) закрытая |
частная государственная |
Источник: составлено автором.
Американские экономисты Ф. Шерер и Д. Росс предложили использовать степень стандартизации продукта в качестве критерия классификации монополий (Шерер. 1997. С. 17). Согласно данному критерию, монополии могут производить однородную стандартизированную (однопродуктовые монополии) или дифференцированную (многопродуктовые монополии) продукцию. Примерами многопродуктовой моноплии являются: подача электрической компанией по дифференцированным тарифам электроэнергии в пиковые и непиковые часы, разные тарифы на железнодорожные пассажирские и грузовые перевозки и т. д.
В классификации рыночных структур, предложенной немецким экономистом Г. фон Штакельбергом, акцент делается на количестве покупателей продукции или услуги, поставляемой монополистом. В случае, если спрос на товар единственного продавца предъявляют множество покупателей, то рынок олицетворяет чистую монополию. Если покупателей несколько, то монопольная власть ограничена властью олигопсонии. И наконец, в ситуации, когда на рынке монополии функционирует единственный покупатель, возникает двусторонняя монополия.
Другой подход к классификации монополий основан на разных причинах возникновения монопольной власти у продавца. Согласно данному критерию, существует 3 вида монополий: административная, естественная и экономическая.
Административная монополия является результатом целенаправленных действий государственных структур. Причиной возникновения такой монополии может быть предоставление государством одной фирме исключительных прав, патента, лицензии и т. д. Такие административные барьеры наделяют одну фирму монопольной властью и препятствуют возникновению конкуренции в данной отрасли.
Естественная монополия возникает в результате наличия отдельных технологических особенностей производства товара или услуги, при которых удовлетворение рыночного спроса одной компанией эффективнее в отсутствие конкуренции. В ситуации естественной монополии существует специфическая технология производства и распределения продукта, выражающаяся в снижении долгосрочных средних и предельных издержек производства на всём объёме выпуска (положительный эффект масштаба). При таком характере производства именно одна компания с наименьшими издержками удовлетворяет спрос на рынке данного товара. Продукция, производимая естественным монополистом, характеризуется неэластичным спросом, т. к. не имеет близких субститутов. Поэтому спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. В России к естественно-монопольным сферам можно отнести транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и т. д.
Экономической монополией является фирма, которая начинает занимать доминирующие позиции на рынке путём концентрации и/или централизации капиталов. Существуют 2 причины появления экономической монополии. Такая монополия может возникнуть в результате увеличения масштаба производства, которое приведет к резкому росту её рыночной доли и появлению высокой степени рыночной власти. В отсутствие развитых мер антимонопольного регулирования с течением времени фирма способна значительно нарастить производственные и сбытовые показатели и занять монопольное положение в отрасли. Другой вариант образования экономической монополии – экспансионистский. Он связан с активностью фирмы в отрасли в области интеграции. Выделяют 3 вида последней: горизонтальная, вертикальная и смешанная. Интеграция горизонтального типа основана на стратегии фирмы в области расширения в рамках отрасли, в которой она функционирует. Главная цель такой фирмы заключается в устранении конкурентов и монополизации отрасли. Вертикальная интеграция направлена на максимальный охват всех этапов производства и обращения продукта. Успех данной стратегии позволяет фирме контролировать сырьевую базу, оптовую и розничную сеть, что приводит к повышению рыночной власти фирмы. Смешанная интеграция сочетает стратегии вертикального и горизонтального рыночного расширения.
На практике наибольшее распространение получили 2 формы интеграции: слияния и поглощения. Слияние обычно предполагает взаимное соглашение участников с регистрацией нового юридического лица. Так, в российском законодательстве подобная практика называется присоединением. При поглощении одна из фирм осуществляет недружественное предложение о поглощении фирмы, становящейся жертвой, без согласия руководства этой фирмы. В данном случае юридическим инструментом является недружественное приобретение активов и долей поглощаемых компаний. Согласно законодательству РФ, такой тип сделок представляет собой реорганизацию.
Особенности поведения чистой однопродуктовой экономической монополии
Теоретические особенности поведения экономической монополии можно рассмотреть на примере чистой однопродуктовой монополии (см. рисунок 1). Функция спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон. В ситуации чистой монополии фирма олицетворяет собой отрасль, поэтому спрос на продукцию монополиста является одновременно отраслевым спросом. Функция спроса () совпадает с функцией средней выручки (): . Функция предельной выручки монополиста () расположена ниже линии средней выручки. Это означает, что при любом объёме выпуска продукции (), превышающем ноль, предельный доход монополиста будет меньше среднего ().
Принцип максимизации прибыли
При определении выпуска продукции монополист может руководствоваться разными целями. Одной из наиболее распространённых является выпуск такого объёма продукта, при котором максимизируется прибыль монополии (). Для достижения данной цели должны выполняться 2 условия. Необходимое условие максимизации прибыли – это выпуск продукции при равенстве предельной выручки предельным издержкам (), т. е. . Достаточное условие выполняется, если тангенс угла наклона функции предельной выручки будет меньше тангенса угла наклона функции предельных издержек, т. е. . Выполнение второго условия предполагает, что выпуск монополиста обеспечивает ему максимальную, а не минимальную прибыль. Первому условию максимизации прибыли удовлетворяют точки А и В на рисунке 1. Однако только при увеличении выпуска продукции в промежутке от до дополнительный доход от каждой произведённой единицы продукции будет больше, чем дополнительные затраты (), поэтому точка А удовлетворяет и второму условию максимизации прибыли. В этом случае максимизирующий прибыль монополист произведёт количество продукции, равное значению .
В краткосрочном периоде монополист может находиться в 4 ситуациях:
Сверхприбыль. Если, руководствуясь правилом максимизации прибыли, монополист произведёт определённое количество продукции и продаст его по цене, превышающей краткосрочные средние общие издержки (), то он получит положительную экономическую прибыль.
Нормальная прибыль (принцип самоокупаемости). Если цена в точке максимизации прибыли будет равна средним общим издержкам (), экономическая прибыль монополиста будет равна нулю.
Отрицательная прибыль (минимизация убытков). Монополист терпит убытки, если цена в точке максимизации прибыли окажется меньше средних общих издержек (). В этой ситуации, как и любой другой производитель, монополист будет пытаться минимизировать убытки и останется в отрасли лишь в том случае, если цена в точке максимизации прибыли превысит средние переменные издержки ().
Прекращение производства. Монополист не будет иметь экономических стимулов к производству товара, если цена в точке максимизации прибыли не покрывает средние переменные издержки (). Если он прекратит выпуск продукции, то сократит размер убытка.
В долгосрочном периоде монополист может получать как положительную, так и нормальную экономическую прибыль. Если в краткосрочном периоде его деятельность была убыточной, а размеры производственных мощностей не являлись оптимальными, то в долгосрочном монополист может нарастить мощности, тем самым увеличив свою прибыль.
Значимой особенностью монополии является отсутствие кривой предложения. Величину выпуска продукции монополист определяет исходя из принципа максимизации прибыли: . Именно поэтому в условиях монополии отсутствует жёсткая связь между ценой и объёмом выпускаемой продукции.
Неэффективность монополии с точки зрения общества
Для общества функционирование монополии сопряжено с существенными потерями. В результате монополизации отрасли объём производимой продукции уменьшается по сравнению с совокупным выпуском совершенно конкурентной отрасли. В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции равновесие достигается в точке , где , – совокупный выпуск и равновесная цена соответственно (см. рисунок 2). Если та же самая отрасль будет представлена единственным производителем, то потребители недополучат количество продукции (). Это означает, что в условиях монополии существует аллокативная неэффективность производства, т. е. объём производимой продукции не равен минимально эффективному масштабу производства. Кроме того, монополизация отрасли приводит к тому, что цена единицы продукта будет выше, чем в условиях совершенной конкуренции: .
Ещё одним проявлением неэффективности монополии с точки зрения общества является то, что монополизация отрасли приводит к потере части излишка потребителей (площадь трапеции ). Часть потерь потребителей достаётся монополисту в виде дополнительной прибыли, а остальная является частью безвозвратных потерь общества (или треугольника Харбергера; англ. deadweight losses, DWL). Суммарная величина «мёртвого груза», возникающего в результате монополизации отрасли, равна площади . В 1954 г. американский экономист А. Харбергер (род. 1924) впервые предпринял попытку рассчитать такие потери общества, являющиеся издержками монополизации отрасли. Расчёты учёного показали, что величина «мёртвого груза» в обрабатывающем секторе американской промышленности в период с 1924 по 1928 гг. была незначительной и составила 0,1 % валового национального продукта США. Однако другие экономисты, занимавшиеся оценкой «мёртвого груза» монополии, пришли к другим выводам. В частности, в исследованиях К. Коулинга и Д. Мюллера, проведённых в период с 1963 по 1969 гг., потери общества оцениваются в 4 % от общего выпуска обрабатывающей промышленности в США и 10 % – в Великобритании (Cowling. 1978).
Значимым последствием монополизации рынка является такое экономическое явление, как X-неэффективность производства. На данное явление в 1966 г. обратил внимание американский экономист Х. Лейбенстайн. Х-неэффективность производства монополии – это разница между эффективным уровнем издержек в отрасли (минимально возможный для данного выпуска уровень издержек) и реальным, более высоким уровнем издержек монополиста. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль со стороны потенциальных конкурентов снижает стимулы монополии в области снижения издержек производства и инновационной деятельности. Это приводит к тому, что монополии могут иметь более высокий по сравнению с конкурентными фирмами уровень средних и предельных издержек (Лейбенстайн. 1999).
Подобные негативные последствия не могут остаться без внимания государства, которое призвано прежде всего обеспечивать благополучие общества. Поэтому практически в каждой стране существует антимонопольная политика, реализуемая различными институтами государственной власти.