Концентрация (в экономике)
Концентра́ция в экономике, характеристика структуры распределения благ, видов деятельности по субъектам экономической деятельности или по их группам. Так, концентрация производства характеризует распределение объёма произведённой или реализованной продукции по предприятиям или их группам. Последние могут строиться по различным признакам: численности занятых, объёму производства, организационно-правовой форме, структуре собственности, стоимости активов, территориальному расположению и т. п.
Концентрация потребления или спроса описывает распределение объёма потребляемой (приобретаемой) продукции по отдельным категориям потребителей – физических или юридических лиц, или их групп, по различным социально-экономическим и территориальным признакам.
Концентрация капитала связана как с объединением капитала в руках группы владельцев, так и с использованием прибыли фирмы для наращивания её капитала.
Концентрация тех или иных ресурсов (или благ) может быть результатом целенаправленных действий руководителей или собственников фирм либо происходить вследствие естественных рыночных процессов, в частности связанных с рыночной конкуренцией. Эта связь носит двусторонний характер: как правило, чем выше концентрация производства, тем ниже уровень конкуренции, поэтому антимонопольное законодательство многих стран не допускает концентрации производства выше определённого уровня (за исключением естественных монополий). Высокая конкуренция на рынке приводит к вытеснению из рыночного пространства неэффективных фирм и, следовательно, повышению концентрации производства. Это способствует сосредоточению производства на крупных предприятиях, достигающих полезного результата благодаря использованию эффекта масштаба производства.
Для измерения концентрации производства (реализации) данного вида продукции на данном рынке используется целый ряд альтернативных показателей, называемых обычно индексами концентрации и принимающих обычно значения от 0 до 1. При этом чем ближе к 1 значение индекса, тем выше концентрация рынка.
Большинство показателей концентрации строится на базе рыночных долей фирмы – отношения объёма производства (реализации) продукции данной фирмы к общему объёму производства (реализации) продукции на рынке. Наиболее часто применяются: индекс концентрации – сумма рыночных долей определённого числа (часто – 3-х) наиболее крупных фирм на рынке; индекс Герфиндаля – Хиршмана – сумма квадратов рыночных долей определённого числа наиболее крупных фирм или всех фирм на рынке; дисперсия рыночных долей, определяемая через сумму квадратов отклонений рыночных долей фирм от средней рыночной доли; индекс Джини, определяемый через сумму взаимных отклонений рыночных долей различных фирм.
Применяются также коэффициенты концентрации, строящиеся на основе энтропии как меры разнообразия распределения рыночных долей фирм.
Интерпретация значений показателей носит субъективный характер: рынок обычно считается неконцентрированным при значениях индекса концентрации по 3-м крупнейшим фирмам ниже 0,45, умеренно концентрированным при значениях этого индекса в пределах от 0,45 до 0,7 и высококонцентрированным, если индекс превышает 0,7.
Аналогичные показатели могут быть построены не только для количественной характеристики концентрации объёмов производства на рынке, но и для характеристики структуры распределения объёмов других аддитивных показателей функционирования какой-либо системы по заданному множеству её подсистем (численности занятых в экономике – по отраслям или видам деятельности, доходов граждан – по социальным группам и т. д.).