Племя
Пле́мя, 1) первобытное этнопотестарное (этносоциальное) образование, сочетающее этническую (этнокультурную) общность и потестарную организацию. В современной науке отсутствует единая точка зрения на генезис, развитие, типологию племени и на соотношение в нём этнического и потестарного.
Слово «племя» в русском и других славянских языках связано с праславянским *pled-men-, родственного словам «плод» и «потомство», а также с греческим словом πλῆθος – множество. В большинстве европейских языков слово «племя» (англ. tribe, франц. tribu) происходит от латинского tribus, которое обозначало часть римского народа. В этнографической литературе 19 – 1-й половины 20 вв. слово «племя» использовалось без чёткого определения и могло обозначать как наиболее крупную форму социального объединения, состоящего из фратрий и кланов (Л. Г. Морган), так и выступать синонимом терминов «раса», «этнос», «вождество», «орда» или «бэнд».
Американский антрополог М. Фрид в 1975 г. обратил внимание на размытость понятия «племя» и назвал его «химерой» и «иллюзией», ссылаясь на исследователей австралийских аборигенов (А. Хауит, Я. Кин, Н. Петерсон), которые не обнаружили у тех ни понятия племени, ни социального института, напоминавшего племя. Африканисты, изучавшие в 1970–1990-е гг. пигмеев, а также койсаноязычных сан и хадза, не использовали понятие «племя». Надобщинные объединения у сан А. Барнард называл кластерами общин, а Х.-И. Хайнц – нексусами (англ. nexus – узы, связь). Большинство австраловедов, ранее использовавших понятие «племя» (Р. Берндт, К. Мэддок и др.), к концу 20 в. отказались от его употребления, хотя некоторые (например, Н. Тиндейл) продолжали его применять. В англоязычной антропологии конца 20 – начала 21 вв. племя понимается либо как эволюционная стадия политической организации, промежуточная между первобытной общиной и вождеством (Э. Сервис, М. Салинз и другие представители неоэволюционизма), либо как этническая общность, возникшая в колониальную эпоху (см. племя во 2-м значении).
В отечественной науке понятие племени в 1960-е гг. было уточнено, и племена разделили на два исторических типа: первичное (первоначальное, раннее) племя, или предплемя, и классическое (позднее, потестарное) племя (собственно племя). Первичное племя – надобщинное образование, для которого характерны единство территории, хозяйственно-культурного типа, языка и сознание общего происхождения, отражённое в самосознании и самоназвании, но при этом отсутствуют развитые потестарные функции и единые органы управления. В социальном отношении первичное племя трактуется либо как объединение (в основном эндогамное) нескольких взаимосвязанных родовых общин, либо как совокупность эпигамных родов, как правило двух (см. Дуальная организация). Фактически первичное племя допускает два способа расчленения на основные компоненты – по линии родовых и линии общинных институтов, перекрывающих друг друга, а воспроизводство племени осуществляется в форме преемственности социально организованных поколений. В этническом плане первичное племя мыслится как некий протоэтнос или этникос (т. е. этнос в чистом виде), в терминах Ю. В. Бромлея.
Классическому племени, представление о котором восходит к модели Л. Г. Моргана, присуща бо́льшая степень этнокультурной и социально-потестарной оформленности; целостность этого типа племени обеспечивается родственными связями (реальными или фиктивными) и потестарными институтами во главе с вождём, обусловливающими также бóльшую степень этнокультурной унификации. Другими словами, классическое племя – это этнопотестарный, или этносоциальный организм (племя – ЭСО, в терминах Ю. В. Бромлея) с развитым потестарным аппаратом. Роды племени могут, разрастаясь, образовывать фратрии, составляющие 2- или 3-фратриальную организацию. Племя с централизованным управлением и сильной военной организацией совпадает с вождеством (племя-вождество).
В советском обществоведении классическое племя считалось первичной формой этнической общности (триада «племя – народность – нация»). В эпоху поздней первобытности группы родственных племён образовывали некие соплеменности (метаплемена, семьи племён) и раннеполитические (военно-политические) объединения (союзы, лиги, конфедерации) племён, часто иерархически организованные по принципу неравноправия (неполноправия) «младших» племён. В дальнейшем на базе племён и их объединений, как считалось, происходит становление раннегосударственных структур типа т. н. варварских королевств у древних германцев и первых славянских княжеств.
Выделялись также вторичные племена, сформировавшиеся в синполитейных первобытных обществах в условиях межформационного взаимодействия с более развитыми соседями и особенно под влиянием европейских буржуазных обществ в эпоху Великих географических открытий и в Новое время. Такие вторичные племена, как правило, трансформировались в параполитейные общества – неустойчивые образования, воспроизводящие формы европейских политических структур.
В целом для термина «племя» характерна утрата понятийной однозначности. Поэтому в современной российской этнологии вместо термина «племя» используются термин «этнос» и его производные, а также термин «народ», не имеющие стадиальной привязки и не вызывающие ассоциаций с первобытностью. В политической антропологии термин «племя (потестарное племя)» заменён термином «вождество» и его аналогами. В начале 21 в. концепт «племя» утратил значимость. Вместе с тем термин «племя» по-прежнему популярен у историков-медиевистов и археологов, отождествляющих археологические культуры с племенами, чаще всего имея в виду (прото)этнические общности.
2) В англоязычной научной литературе и публицистике термином «племя» (англ. tribe) обозначают неевропейские этнические общности, прежде всего африканские, причём даже такие крупные, как йоруба, хауса, амхара и многие другие. Такое употребление термина «племя» способствовало появлению понятия «трайбализм».