Теория несовершенной конкуренции
Тео́рия несоверше́нной конкуре́нции (англ. imperfect competition theory), учение о конкуренции в условиях (ситуациях), когда отдельные производители (продавцы) и/или потребители могут в какой-то мере воздействовать на цены и иные факторы рыночного процесса в свою пользу. В теории несовершенной конкуренции различают монополистическую конкуренцию, олигополию, монопсонию. Теория несовершенной конкуренции появилась в 1930-е гг. в связи с исследованиями конкуренции в традиционной теории конкурентной фирмы и в условиях монополизации рынка товаров, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на производимую ими продукцию. Сама возможность для предпринимателя назначать собственную цену связана в этой теории с дифференцированностью или уникальностью продаваемого товара. Несовершенной конкуренции посвящена работа Джоан Робинсон под названием «Economics of Imperfect Competition» (1933), ставшая новым важным словом в микроэкономической теории. В теории несовершенной конкуренции значительное место занимают исследования о роли рекламы и дифференциации продукции в соответствии с её характеристиками. Такие исследования проводили одновременно Дж. Робинсон и Э. Чемберлин. До них роль дифференциации продукции, её разнообразия, доступного в условиях монополистической конкуренции, была затронута А. Маршаллом, а также А. С. Пигу, рассматривавшим соотношение совершенной и несовершенной конкуренции через структурные дефекты рыночного механизма. Если Чемберлин пришёл к выводу, что такой механизм, как монополистическая конкуренция, обеспечивает более эффективное функционирование экономики, то Робинсон доказывала невозможность оптимального использования факторов производства в условиях несовершенной конкуренции. Отсутствие совершенной конкуренции должно, по её мнению, компенсироваться вмешательством в экономику в виде регулирования рыночных процессов. Теория несовершенной конкуренции рассматривает рынок с ограниченным доступом к информации, когда затрудняется вход и выход из него, что проявляется, в частности, в ценовой дискриминации – практике установления разных цен на одну и ту же продукцию одного предпринимателя для разных покупателей. Таким способом монополист получает возможность сегментировать рынок товаров и назначать разные цены в каждом сегменте с целью максимизации суммарной прибыли. В теории несовершенной конкуренции сделана попытка дать оценку ценовой дискриминации с позиции общества в целом, учитывая её положительные (повышение объёма выпуска продукции) и отрицательные (неравномерное распределение ресурсов, их недоиспользование, неравномерное распределение богатства) последствия.