Спрос
Спрос, элемент рыночного механизма, одна из основных категорий рыночной экономики. С качественной стороны спрос рассматривается как платёжеспособная потребность, предъявленная на рынке и обеспеченная деньгами. С количественной стороны под спросом понимается количество товаров, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах за данный период. Различают спрос и величину спроса. Величина спроса – это количество товара, который потребитель может и готов купить по конкретной цене.
При анализе рынков выделяют: индивидуальный спрос, предъявляемый отдельным покупателем на рынке какого-либо товара; рыночный спрос, формирующийся на рынке отдельного товара как суммарный спрос индивидуальных потребителей; совокупный спрос, рассматриваемый на уровне национальной экономики как реальный объём национального производства, который потребители (домохозяйства), производители (фирмы) и государство (правительство) готовы купить при любом возможном уровне цен.
Спрос формируется под воздействием ряда факторов. Важнейший из них – цена: чем выше цена, тем меньше величина спроса. Эта зависимость объясняется эффектом замены (проявляется при наличии товаров-заменителей – при повышении цены покупатель старается заменить подорожавший товар более дешёвым аналогом, количество покупок более дорогого товара уменьшается, и величина спроса на него сокращается) и эффектом дохода (с ростом цен покупатель ощущает себя беднее, реальный доход уменьшается и покупатель сокращает количество покупок). К неценовым факторам спроса относится изменение доходов потребителей, цен товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров, потребительских вкусов и предпочтений, числа потребителей и их ожиданий. Для определения реакции спроса на воздействие внешних факторов используется понятие «эластичность». Рассматривают эластичность спроса по цене, по доходу, перекрёстную и т. д., а также те явления, которые могут быть охарактеризованы как парадоксы спроса.