Олигопсония
Олигопсо́ния (от олиго... и греч. ὀψωνία – покупка продовольствия), форма концентрации покупателей на рынках товаров (услуг), когда небольшое число крупных покупателей противостоит значительному числу продавцов. В такой ситуации покупатели могут заключать выгодные для себя соглашения с продавцами, которые могут характеризоваться ценовыми льготами на оптовые закупки, а также продлением сроков товарного кредита. Примером олигопсонии выступают профессиональные спортивные лиги, когда много спортсменов предлагают свои услуги небольшому числу клубов. Олигопсония может возникать не только на национальном, но и на мировом рынке. Так, олигопсония складывалась на мировых рынках сельскохозяйственных товаров, когда многочисленным производителям из развивающихся стран противостояли несколько крупных торгово-промышленных компаний развитых стран, скупающих и перерабатывающих на своих заводах кофе, какао и другие виды сельскохозяйственного сырья.